Пт. Май 3rd, 2024

Психоаналитическая теория развития (онтогенеза) человека основывается на двух основных положениях. Первое положение гласит о том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности, Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет.

Содержание второго положения заключается в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, соответствующих основным эрогенным зонам человека.

Фрейд выделил следующие стадии развития человека: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную.

  •  Оральная стадия — от рождения до 1,5 лет. Зона сосредоточия либидо — рот. Психологическое содержание развития на этой стадии — отделение себя от материнского тела.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно психоаналитической теории все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или соски, потому что это лишает их определенного удовольствия. Чем больше эти трудности, т.е. чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справиться с конфликтами на следующих стадиях. У ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, может сформироваться в дальнейшем орально — пассивный тип личности. Человек с орально — пассивным типом личности, веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения, доверчив и зависим от окружающих.
Во второй половине первого года жизни, когда у ребенка появляются зубы, начинается орально — агрессивная (или орально — садистическая) фаза. Кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации. Фиксация на орально — садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, сарказму, доминированию над другими людьми и манипуляции ими.

  • Анальная стадия — от 1,5 до 3-х лет. Зона сосредоточения либидо — анус. Психологическое содержание развития — формирование самоконтроля.

В течение этого периода маленькие дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Они постепенно научаются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника, т.е. допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямой кишки и анального сфинктера.
Фрейд считал, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самого начала приучения к туалету ребенок должен учиться разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей. По мнению Фрейда, все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.
Повышенная требовательность и негибкость родителей в контроле над дефекацией ребенка может привести к формированию либо анально — удерживающего типа личности, либо анально — выталкивающего. Первый отличается скупостью, упрямством и пунктуальностью. Второй — склонностью к разрушениям, беспокойству, импульсивности, а иногда и жестокости.

  • Фаллическая стадия — от 3 до 6 лет. Зона сосредоточия либидо — свои половые органы. Психологическое содержание развития на этой стадии — идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания.

С точки зрения психоанализа после 3-х лет интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в область гениталий. Дети рассматривают и исследуют свои половые органы, могут начать мастурбировать и проявляют заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями.
Доминирующий конфликт на фаллической стадии связан с комплексом Эдипа у мальчиков и комплексом Электры у девочек. Эдип и Электра — герои греческой мифологии. Эдип олицетворяет собой любовь к матери, а Электра — враждебность по отношению к ней. Названные комплексы символизируют неосознаваемое желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Подтверждение идеи комплекса Фрейд усматривал в родственных половых связях, имеющих место в различных примитивных сообществах.
Романтические чувства мальчиков этого возраста к матери вызывают у них опасение того, что отец может в качестве наказания лишить их пениса. Таким образом, формируется страх кастрации. В возрасте между пятью и семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении к матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс с отцом получил название идентификации с агрессором. В итоге мальчик усваивает родительские запреты и основные моральные нормы, у него формируются совесть и супер-эго.
Несколько иначе эти процессы происходят у девочек. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако девочка осознает, что у нее нет пениса — символа силы. В результате — развивается зависть к пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. Девочка начинает винить мать за то, что та либо родила ее без пениса, либо лишила ее пениса в наказание за какой-то поступок. В то же время девочка стремится обладать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Разрешение комплекса Электры также связано с усвоением моральных запретов, формированием совести и супер-эго.
Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко; они хвастливы, стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителями противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Среди этого типа людей встречаются Дон Жуаны.
У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, а иногда и к беспорядочным половым связям. Некоторые женщины этого типа могут бороться за главенство над мужчинами, т.е. быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют «кастрирующими».
Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расцениваются в психоанализе как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

  • Латентная стадия — от б до 12 лет. Зона сосредоточения либидо отсутствует. Психологическое содержание развития — расширение социальных контактов со сверстниками.

В промежутке от шести — семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Либидо ребенка в это время направляется посредством сублимации (т.е. механизма перенацеливания, трансформации сексуальной энергии) в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, такие как интеллектуальные занятия, спорт и общение со сверстниками. Латентный период рассматривается как время подготовки к взрослению, которое наступит на последней стадии психосексуального развития.
Снижение сексуальной потребности Фрейд объяснял как физиологическими изменениями в организме ребенка, так и формированием в его личности структур эго и супер-эго. Фрейд уделил незначительное внимание процессам развития в латентном периоде, хотя это значительный промежуток времени.

  • Генитальная стадияот 12 лет до старости. Зона сосредоточения либидо — половые органы, как свои, так и другого человека (прежде всего противоположного пола).

Психологическое содержание развития в начальный период этой стадии — установление интимных отношений или влюбленность, а в дальнейшем — внесение своего трудового вклада в общество.
Генитальная стадия характеризуется активизацией сексуальных и агрессивных побуждений. Согласно Фрейду, все индивидуумы в раннем подростковом возрасте проходят «гомосексуальный» период, т.е. новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола. Эта тенденция, однако, не всегда проявляется в сексуальном поведении.
Постепенно, по мере взросления, объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола. Увлечения юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальный тип личности — это идеальный тип в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, должен учиться трудиться, откладывать удовлетворение своих потребностей, проявлять в отношении других тепло и заботу, и, прежде всего, брать на себя более активную роль в решении жизненных проблем.
Адекватное вхождение в генитальную стадию становится трудным, а иногда и невозможным, если в раннем детстве имели место разного рода травматические переживания с соответствующей фиксацией либидо на предшествующих стадиях. С точки зрения Фрейда серьезные конфликты, возникающие у личности в зрелом возрасте, являются отголосками сексуальных конфликтов, имевших место в детстве.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO