Пт. Май 17th, 2024

Основатель психоанализа — Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог.
Основные работы Фрейда: «Исследование истерии» (1895, совместно с Йозефом Брейером.), «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три эссе о сексуальности» (1905), «Юмор и его отношение к бессознательному» (1905), «Лекции по введению в психоанализ» (1920), «По ту строну принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930), «Моисей и монотеизм» (1939)и другие.

Топографическая модель организации психики.

В психической жизни человека можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное

Структура психики по З. Фрейду:

  • Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени. Сознание, по Фрейду, охватывает незначительный процент информации, хранящейся в мозге.
  • Область пред сознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя информацию об опыте человека, которая не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. С точки зрения Фрейда, пред сознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
  •  Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений, эмоциональных переживаний и воспоминаний, подавленных и вытесненных из сознания в связи с их опасностью для психики (например, забытые психические травмы детства, скрытые сексуальные желания, враждебные чувства). Однако бессознательное оказывает опосредованное влияние на наше повседневное поведение. И это влияние мы тоже не осознаем.

Динамическая модель организации психики

В начале 20-х годов 3. Фрейд пересмотрел свию концептуальную модель психики и ввел три структуры: ид (Id), эго (Ego), супер-эго (Super Ego). Эти три структуры накладывались на топографическую модель.

Ид, эго и супер-эго нередко рассматриваются как структурные компоненты личности. Взаимодействие этих структур личности составляет основу динамики психической жизни человека.

Ид (в переводе с латинского — оно) представляет собой примитивные, инстинктивные и врожденные механизмы функционирования личности. Ид функционирует полностью в бессознательном и тесно связано с биологическими побуждениями, например, сон, еда, дефекация (очищение), копуляция (слияние в половом акте), которые придают нашему поведению энергию. Ид характеризуется хаотичностью и оказывает сильное влияние на поведение человека.
Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме.
Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, возбуждаемой биологически обусловленными побуждениями. Этот принцип был назван принципом удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной и иррациональной форме. Невозможность разрядки создает психическое напряжение у личности.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения (например, кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей). Однако ни одно рефлекторное движение не даст возможность голодному ребенку утолить голод. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступают в действие первичные процессы.

Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности (например, у ребенка появляется образ материнской груди или бутылочного молока). Первичный процесс обнаруживается также в сновидениях и галлюцинациях.

Первичные процессы направляют активность человека на удовлетворение потребностей здесь и сейчас. Однако это не всегда возможно. Поэтому ребенок постепенно учится откладывать удовлетворение первичных потребностей. Формированию этой способности помогает другой структурный компонент личности — Эго.

 Эго (в переводе с латинского — Я) — это компонент личности, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение индивида. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда это будет возможно. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход энергии ид с учетом социальных ограничений и совести индивидуума.
Таким образом, эго является «исполнительным органом» личности и органом принятия решений.

Супер-эго (в переводе с латинского — сверх — Я) — это компонент личности, представляющий собой совокупность усвоенных человеком норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с супер-эго. Оно формируется в процессе взаимодействия ребенка с родителями, учителями и другими значимыми для него людьми. Первоначально супер-эго отражает родительские представления о хорошем и плохом. Впоследствии супер-эго расширяется и вбирает в себя все новые социальные нормы.

Фрейд выделял в супер-эго две подсистемы: совесть и эго — идеал. Первая содержит моральные запреты и вызываемое ими чувство вины, а вторая — требования, которым нужно соответствовать и к которым нужно стремиться.

Супер-эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако самоконтроль со стороны Супер-эго не служит принципу реальности, а побуждает человека, его эго к достижению совершенства в мыслях, словах, поступках.

Экономическая модель организации психики

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. При этом у каждого человека имеется определенное количество энергии, питающей психическую активность.

Фрейд был сторонником концепции гомеостаза, согласно которой количество энергии живого организма отличается относительным постоянством. Поэтому цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызванного излишним скоплением энергии в организме, обусловленного энергией возбуждения, производимой органическими потребностями.

По Фрейду, телесные потребности, выраженные в форме желаний, называются инстинктами. Влияние последних на поведение человека может быть как прямым, так и замаскированным. Поведение людей побуждается бессознательным напряжением, а цель их поведения — уменьшение этого напряжения.

Фрейд признавал существование двух основных групп инстинктов: инстинктов жизни и инстинктов смерти. Первая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. При этом наибольшую значимость имеет энергия сексуальных инстинктов — либидо. Сексуальные инстинкты связаны с определенным участком тела или эрогенной зоной (например, рот, анус, половые органы). Эрогенные зоны являются потенциальным источником напряжения, а манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения.

Вторая группа инстинктов — инстинкты смерти, называемые Танатос, — лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств. Фрейд полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, т.е. стремлению всех живых организмов вернуться в состояние неупорядоченности, из которого они вышли. Другими словами, наряду со стремление к жизни, у человека существует стремление к смерти.

Энергия инстинктов может направляться как на объект, способный удовлетворить потребность, так и на объекты, их замещающие. В последнем случае Фрейд говорит о смещенной активности. Многие социально-психологические феномены Фрейд объяснял в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Например, социализацию ребенка можно частично объяснить как результат последовательного смещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом драка может быть объяснена смещением агрессивных побуждений вовне.

Согласно Фрейду все устройство цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом, появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO