Конвергентное мышление (лат. convergere – сходиться) — форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.
Дивергентное мышление (лат. divergere – расходиться) — форма мышления, которая основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.
В качестве основы для оценки дивергентного мышления часто используют кубическую модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В конкретных психодиагностических методиках оказываются задействованы, прежде всего, следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:
1. Образная беглость (образное — элементы).
Тесты:
- „скетчи“ — придумать 120 предложений на заданную тему;
- „сделать фигуру“ — даны три линии, из которых сконструировать фигуры;
- „эскизы“ — на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какие–нибудь предметы.
2. Легкость словоупотребления (символическое — элементы).
Тесты:
- „словесная беглость“ — придумать слова с определенной буквой, например „о“ (поле, окно и т.д.);
- „суффиксы“ — придумать слова с определенным суффиксом;
- „префиксы“;
- „первые и последние буквы“.
3. Легкость воспроизведения идей (семантическое — элементы).
Тесты:
- „генерация идей“ — назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный);
- „тема 1“ — придумать больше идей, связанных с заданной областью;
- „тема 1“ — придумать больше слов, связанных с заданной областью;
- „последствия необычного события“ (например, начнется дождь и не кончится);
- „тест применения“ — дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения.
4. Образная гибкость (образное — классы). Тест „классификация“ — дано несколько фигур, которые надо распределить на классы.
5. Символическая гибкость (символическое — классы). Тест „группировка чисел“ — дано несколько чисел, которые надо распределить на классы.
6. Варианты употребления (семантическое — классы).
Тесты:
- „применение“ — даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения;
- „альтернативное использование“ — 6 вариантов использования газеты.
7. Дивергентная символическая продуктивность (символическое — отношения).
Тесты:
- „группы букв“ — 4 буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4 буквы с тем же свойством;
- „правила чисел“ — используя два числа при помощи математических операций получить шесть других.
8. Легкость в использовании ассоциаций (семантическое — отношения).
Тесты:
- „ассоциативная беглость“ — подобрать синонимы для заданного слова;
- „включение в сравнение“ — (лягушка мягкая как губка);
- „контролируемые ассоциации“ — дано два слова, надо определить, что их объединяет.
9. Дивергентная образная продуктивность (образное — системы). Тест „конструирование предметов“ — из 5 фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна).
10. Дивергентная символическая продуктивность (символическое — системы).
Тесты:
- „создание кода из чисел и букв“;
- „комбинация чисел“ — сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел.
11. Легкость выражения (семантическое — системы).
Тесты:
- „предложение в 4 слова“ — составить различные предложения из 4 слов по начальным буквам: (п — д — к — е);
- „интерпретация сравнений“ — пример: женская одежда подобна осени;
- „аранжировка слов“ — придумать разные предложения из 4 данных слов.
12. Образная адаптивная гибкость (образное — преобразования). Тест „спички“ — дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация.
13. Семантическая адаптивная гибкость (семантическое — преобразования).
Тесты:
- „заголовок сюжета“ — пример: „Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле“.;
- „отдаленные последствия“;
- „символы“ — придумать символы к действиям или предметам.
14. Образное совершенствование (образное — выводы).
Тесты:
- „декорации“ — добавить к контурам предметов декоративные линии и детали;
- „формальные эффекты“ — к простым линиям добавить бессмысленные детали.
15. Символическое совершенствование (символическое — выводы). Тест „фиксированные слова“ — из букв, входящих в предложенные 2 слова, составить пары новых слов.
16. Семантическое совершенствование (семантическое — выводы).
Тесты:
- „совершенствование плана“ — дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель;
- „возможные профессии“ — назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка).
17. Особые операции.
Тесты:
- как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер);
- какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами.