Конвергентное мышление (лат. convergere – сходиться) — форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Дивергентное мышление (лат. divergere – расходиться) — форма мышления, которая основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.

В качестве основы для оценки дивергентного мышления часто используют кубическую модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В конкретных психодиагностических методиках оказываются задействованы, прежде всего, следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:

1. Образная беглость (образное — элементы).

Тесты:

  • „скетчи“ — придумать 120 предложений на заданную тему;
  • „сделать фигуру“ — даны три линии, из которых сконструировать фигуры;
  • „эскизы“ — на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какие–нибудь предметы.

2. Легкость словоупотребления (символическое — элементы).

Тесты:

  • „словесная беглость“ — придумать слова с определенной буквой, например „о“ (поле, окно и т.д.);
  • „суффиксы“ — придумать слова с определенным суффиксом;
  • „префиксы“;
  • „первые и последние буквы“.

3. Легкость воспроизведения идей (семантическое — элементы).

Тесты:

  • „генерация идей“ — назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный);
  • „тема 1“ — придумать больше идей, связанных с заданной областью;
  • „тема 1“ — придумать больше слов, связанных с заданной областью;
  • „последствия необычного события“ (например, начнется дождь и не кончится);
  • „тест применения“ — дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения.

4. Образная гибкость (образное — классы). Тест „классификация“ — дано несколько фигур, которые надо распределить на классы.

5. Символическая гибкость (символическое — классы). Тест „группировка чисел“ — дано несколько чисел, которые надо распределить на классы.

6. Варианты употребления (семантическое — классы).

Тесты:

  • „применение“ — даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения;
  • „альтернативное использование“ — 6 вариантов использования газеты.

7. Дивергентная символическая продуктивность (символическое — отношения).

Тесты:

  • „группы букв“ — 4 буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4 буквы с тем же свойством;
  • „правила чисел“ — используя два числа при помощи математических операций получить шесть других.

8. Легкость в использовании ассоциаций (семантическое — отношения).

Тесты:

  • „ассоциативная беглость“ — подобрать синонимы для заданного слова;
  • „включение в сравнение“ — (лягушка мягкая как губка);
  • „контролируемые ассоциации“ — дано два слова, надо определить, что их объединяет.

9. Дивергентная образная продуктивность (образное — системы). Тест „конструирование предметов“ — из 5 фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна).

10. Дивергентная символическая продуктивность (символическое — системы).

Тесты:

  • „создание кода из чисел и букв“;
  • „комбинация чисел“ — сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел.

11. Легкость выражения (семантическое — системы).

Тесты:

  • „предложение в 4 слова“ — составить различные предложения из 4 слов по начальным буквам: (п — д — к — е);
  • „интерпретация сравнений“ — пример: женская одежда подобна осени;
  • „аранжировка слов“ — придумать разные предложения из 4 данных слов.

12. Образная адаптивная гибкость (образное — преобразования). Тест „спички“ — дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация.

13. Семантическая адаптивная гибкость (семантическое — преобразования).

Тесты:

  • „заголовок сюжета“ — пример: „Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле“.;
  • „отдаленные последствия“;
  • „символы“ — придумать символы к действиям или предметам.

14. Образное совершенствование (образное — выводы).

Тесты:

  • „декорации“ — добавить к контурам предметов декоративные линии и детали;
  • „формальные эффекты“ — к простым линиям добавить бессмысленные детали.

15. Символическое совершенствование (символическое — выводы). Тест „фиксированные слова“ — из букв, входящих в предложенные 2 слова, составить пары новых слов.

16. Семантическое совершенствование (семантическое — выводы).

Тесты:

  • „совершенствование плана“ — дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель;
  • „возможные профессии“ — назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка).

17. Особые операции.

Тесты:

  • как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер);
  • какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами.