Пт. Апр 5th, 2024

Конвергентное мышление (лат. convergere – сходиться) — форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Дивергентное мышление (лат. divergere – расходиться) — форма мышления, которая основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.

В качестве основы для оценки дивергентного мышления часто используют кубическую модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В конкретных психодиагностических методиках оказываются задействованы, прежде всего, следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:

1. Образная беглость (образное — элементы).

Тесты:

  • „скетчи“ — придумать 120 предложений на заданную тему;
  • „сделать фигуру“ — даны три линии, из которых сконструировать фигуры;
  • „эскизы“ — на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какие–нибудь предметы.

2. Легкость словоупотребления (символическое — элементы).

Тесты:

  • „словесная беглость“ — придумать слова с определенной буквой, например „о“ (поле, окно и т.д.);
  • „суффиксы“ — придумать слова с определенным суффиксом;
  • „префиксы“;
  • „первые и последние буквы“.

3. Легкость воспроизведения идей (семантическое — элементы).

Тесты:

  • „генерация идей“ — назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный);
  • „тема 1“ — придумать больше идей, связанных с заданной областью;
  • „тема 1“ — придумать больше слов, связанных с заданной областью;
  • „последствия необычного события“ (например, начнется дождь и не кончится);
  • „тест применения“ — дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения.

4. Образная гибкость (образное — классы). Тест „классификация“ — дано несколько фигур, которые надо распределить на классы.

5. Символическая гибкость (символическое — классы). Тест „группировка чисел“ — дано несколько чисел, которые надо распределить на классы.

6. Варианты употребления (семантическое — классы).

Тесты:

  • „применение“ — даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения;
  • „альтернативное использование“ — 6 вариантов использования газеты.

7. Дивергентная символическая продуктивность (символическое — отношения).

Тесты:

  • „группы букв“ — 4 буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4 буквы с тем же свойством;
  • „правила чисел“ — используя два числа при помощи математических операций получить шесть других.

8. Легкость в использовании ассоциаций (семантическое — отношения).

Тесты:

  • „ассоциативная беглость“ — подобрать синонимы для заданного слова;
  • „включение в сравнение“ — (лягушка мягкая как губка);
  • „контролируемые ассоциации“ — дано два слова, надо определить, что их объединяет.

9. Дивергентная образная продуктивность (образное — системы). Тест „конструирование предметов“ — из 5 фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна).

10. Дивергентная символическая продуктивность (символическое — системы).

Тесты:

  • „создание кода из чисел и букв“;
  • „комбинация чисел“ — сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел.

11. Легкость выражения (семантическое — системы).

Тесты:

  • „предложение в 4 слова“ — составить различные предложения из 4 слов по начальным буквам: (п — д — к — е);
  • „интерпретация сравнений“ — пример: женская одежда подобна осени;
  • „аранжировка слов“ — придумать разные предложения из 4 данных слов.

12. Образная адаптивная гибкость (образное — преобразования). Тест „спички“ — дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация.

13. Семантическая адаптивная гибкость (семантическое — преобразования).

Тесты:

  • „заголовок сюжета“ — пример: „Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле“.;
  • „отдаленные последствия“;
  • „символы“ — придумать символы к действиям или предметам.

14. Образное совершенствование (образное — выводы).

Тесты:

  • „декорации“ — добавить к контурам предметов декоративные линии и детали;
  • „формальные эффекты“ — к простым линиям добавить бессмысленные детали.

15. Символическое совершенствование (символическое — выводы). Тест „фиксированные слова“ — из букв, входящих в предложенные 2 слова, составить пары новых слов.

16. Семантическое совершенствование (семантическое — выводы).

Тесты:

  • „совершенствование плана“ — дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель;
  • „возможные профессии“ — назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка).

17. Особые операции.

Тесты:

  • как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер);
  • какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
Best Wordpress Adblock Detecting Plugin | CHP Adblock