Дискурсивное мышление (лат. discursus – рассуждение) — форма мышления, при которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего.

Дискурсивное мышление обычно противопоставляют интуитивному.

Синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) — соединение различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам.

Анализ (греч. analysis – разложение, расчленение) — расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части и последующее рассмотрение каждой из них вне связи с целым. С анализа начинается любое научное исследование.

Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) — познавательный процесс, в результате которого в целостном предмете происходит выделение его отдельных свойств.

Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Виды:

  • формальная абстракция соответствуют теоретическому уровню мышления;
  • содержательная абстракция — эмпирическому.

Формальная абстракция — форма абстракции, за счет которой вычленяются такие свойства предмета, которые важны для теоретического анализа.

Содержательная абстракция — форма абстракции, за счет которой вычленяются такие свойства предмета, которые имеют практическое значение.

Умозаключение — познавательный процесс, в котором происходит установление связи между какими–либо суждениями. Осуществляется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход из под влияния перцептивного поля.

Виды умозаключений:

  • дедуктивные умозаключения;
  • индуктивные умозаключения.

Дедукция — процесс логического вывода на основании перехода от общих положений к частным.

Индукция — процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим.

Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие:

  • всегда, когда возникает причина, возникает и феномен (следствие);
  • всегда, когда есть феномен (следствие), ему предшествует причина;
  • если варьирует причина, варьирует и феномен;
  • если причина имеет дополнительные свойства, то и феномен приобретает дополнительные свойства.