Сб. Апр 6th, 2024

Власть исследовалась в XX веке преимущественно социоло­гами, поли­тиками и философами. В контексте лидерства и ме­неджмента уче­ные избе­гали этой проблемы. Тем не менее, каж­дая организация может быть рассмот­рена как система власти. Без власти не могут взаимодей­ствовать элементы лидерства.

В практическом менеджменте власть часто ассоциируется с пра­вами и полномочиями, но власть — это реальная возмож­ность их ис­пользовать, это способность и возможность влиять на людей незави­симо от их согласия. Власть конкретизирована ее носителем и обстоя­тельствами, поэтому она имеет относитель­ный характер. Обладающий большой властью менеджер те­ряет ее, садясь в кресло дантиста.

Власть имеет различные источники:

  • должность или полномочия;
  • личность или авторитет;
  • культура или менталитет;
  • внешние источники.

Власть на основе должности носит формальный характер и зави­сит от положения должности по отношению к целям орга­низации, от за­менимости должности. На силу этой власти влияет то, насколько долж­ность представ­ляет свободу маневра или ка­кова область принятия ре­шений. Власть лично­сти основана на ее авторитете и взаимном призна­нии личностей. В основе ав­тори­тета находится «настройка» качеств че­ловека на решаемые им за­дачи и характеристика соответствующей си­туации, а также при­знание этих качеств другими людьми, которые при­частны к ре­шаемым задачам.

Более загадочным и менее структурированным источником власти яв­ляется корпоративная культура. Она развивается на осно­ве межлич­ностных, часто неформальных коммуникаций, благодаря устному обще­нию, общности целей и на основе фирменного стиля лидерства. Влия­ние культуры на власть имеет тонкие формы, оно основано на этике бизнеса и общепринятых ценно­стях.

Внешние источники власти возникают в результате деятель­ности зако­нодательных и исполнительных органов государства. К таким ис­точ­никам можно отнести и поставки материалов, сырья, полуфабрикатов (например, текстильная промышленность зависит от поставок шерсти и хлопка).

Власть имеет границы. Концентрации власти ставятся барье­ры. Объем власти в одних руках ограничивается:

  • должностными обязанностями, делегированием полномочий, пра­во­выми нормами;
  • границами самой организации;
  • возможностью унизить находящихся у власти — обычно н.e ува­жают тех, кто обладает властью, но продолжают покорно следовать их распоряже­ниям;
  • временем и силами;
  • границами признания власти последователями лидера или дру­гими людьми.

Самую значительную власть заключают в себе те лидеры, которые ус­пешно согласовывают цели сотрудников с целями группы, а цели группы — с целями организации.

Наука о власти называется краталогией. Для нее характерно мно­гооб­разие концепций власти.

Поведенческая концепция: власть определяется через отно­шения ме­жду социальными группами, которые позволяют одной группе изме­нять пове­дение другой. Власть здесь выступает как средство регулиро­вания поведения в обществе или организации.

Функциональная концепция: власть определяется через способ­ность группы аккумулировать интересы организации и влиять на про­цессы в пользу сей организации. Власть здесь выступа­ет как система ресурсов, реализация которых направлена на достижение общих целей.

Социально-философская концепция: власть представляется особым видом деятельности, который реализуется силами воздей­ствия на сознание через формирование общественного мнения. Обществен­ное мнение — ос­новная сила, из которой возникает господство. Когда мнения противопо­ложны, общество расколото, такая власть не склады­вается, тогда власть по­рождается грубой силой. Однако истинная власть есть проявление духовной силы.

Концепция О. Тоффлера: власть определяется силой, богатст­вом и знаниями, которые связаны в единую систему. Сила есть инструмент принуж­дения, негативное средство. Она лишена гибкости, функцио­нально ограни­чена. Качество власти обес­печивается материальным бо­гатством. Но оно дает как поло­жительные, так и негативные средства (инструменты) власти. Высший уровень качества власти обеспечивается знаниями, ин­формацией. В современном управлении они подчинили силу и богатство. Власть силы изжи­вает себя, так как есть деньги. Это более современный, чем силовое давле­ние, инструмент, а пре­восход­ство капитала, денег возможно лишь до появле­ния и раз­вития инфор­ма­ционных технологий, реальную власть при кото­рых дает контроль над информацией.

Господствующая система взглядов на власть определяется требо­ва­ниями доминирующего стиля лидерства. Власть основа­на прежде всего на тех элементах, на тех знаниях и той информа­ции, которые наи­более значимы для доминирующего успешного стиля лидерства ус­пешно действующих компаний.

Существуют три базовых типа власти, каждый из которых имеет свои источники.

Статусная власть: ее источником является иерархическое нера­вен­ство социальных систем.

Экономическая власть: ее источником является имуществен­ное нера­венство, отношения собственности.

Духовная власть: источник — культурное неравенство.

Базовые типы при своем взаимодействии порождают на практике вто­ричные типы власти. Так, например, взаимодейст­вие экономической и статус­ной власти дает вторичный, админи­стративный тип власти, то есть власть чи­новников над граждана­ми, власть руководителей над со­трудниками.

Рассмотрим, как используется власть в рамках эффективно­го ли­дер­ства.

Экспертная власть может помочь лидеру вести последовате­лей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возмож­ность ее использования об­ратно пропорцио­нальна уровню, за­нимаемому лидером в организации.

Власть примера является во многих случаях причиной признания и последующего обожания лидера последователями.

Харизма. Данный источник власти исходит непосредственно от по­сле­дователей, но для этого лидеру необходимо найти своих обожате­лей, а не наоборот. Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и ис­ходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер мо­жет пользоваться только до того момента, пока это признается его последо­вателями и принимается ими как указание к дей­ствию.

Власть информации связана с умением лидера обобщать на своем уровне разные информационные потоки.

Все большее значение приобретает власть общения, «связей», реа­лизуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддерживанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста на основе неформальных коммуникаций организации.

Принятие решений — источник власти лидера на этапе послед­него слова, которого, как правило, ждут от него последователи. Эффек­тивное ли­дерство предполагает активное участие последователей на всех этапах при­нятия решений, а также высокий уровень решительности у самого лидера.

Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех воз­можных типов и источников власти.

Власть руководителя прямо связана с его авторитетом. Он формиру­ется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убеж­денности, подчинённых в особых способностях руководителя.

Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые детерминируют их повинове­ние без убеждения или угрозы наказания. Он основывается на согласии и оз­начает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Ав­торитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчинённые, и ложным, сформи­рованным на заблуждениях относительно личности руководителя. Авторитет бывает научным (качество учёности), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (свя­тость), статусным (уважение к должности) и т.п.

Применительно к деловым организациям авторитет подразделяется на:

  • должностной или формальный, базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям и должностям, признании права их представителей командовать, убеждённости в необходи­мости поддерживать порядок и подчиняться руководству;
  • деловой, предполагающий высокую профессиональную компетент­ность руководителя (или другого любого сотрудника), его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха;
  • личный (персональный), формирующийся на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных непосредственно с должностными обязанностями. Например, такие качества, как порядочность, ум, коммуника­бельность и приятность в общении, забота о людях, обширность познаний, скромность образа жизни, музыкальные и иные способности и т.п.

Ведущее место авторитета руководителя занимает деловой авторитет. Именно он непосредственно связан с эффективной реализацией целей орга­низации и её сотрудников.

Иногда авторитет и власть трактуют как противоположные понятия, по­скольку в случае авторитета подчинение полностью зависит не от возможно­стей принуждения, а от согласия сотрудников. Противопоставление власти и авторитета едва ли правомерно, так как согласие подчиняться присуще и большинству других проявлений власти, например, в случае повиновения в силу общности интересов или при убеждённости сотрудников в необходимо­сти выполнять указания руководства.

Авторитет целесообразнее трактовать как разновидность (а, точнее, ос­нование) власти, главная особенность которой состоит в том, что мотивация подчинения основывается не столько на вере в обладание руководителем значимыми для подчинённых внешними ресурсами или средствами и в его способность применить их, сколько на вере в самого руководителя и его лич­ностную значимость для подчинённых. Однако авторитет, как и власть (кроме её видов, связанных с наказанием), сориентирован на ожидание от руководи­теля, при условии подчинения, каких-либо благ (в крайнем, предельном вари­анте -психологического комфорта).

Отличие авторитета от других оснований власти состоит, так сказать, в количестве доверия к руководителю и переносе акцентов с ожидания непо­средственного внешнего вознаграждения по принципу «стимул — реакция» (в этом случае можно говорить об инструментальности подчинения) на косвен­ное, личностно опосредованное, растянутое по времени и детально не диф­ференцированное вознаграждение (например, оправдание подчинения по принципу «с таким человеком не пропадёшь, рано или поздно добьёшься ус­пеха»). В случае авторитета имеет место опосредование ожидаемого возна­граждения личностью руководителя. Принципиальных же различий между ав­торитетом и другими разновидностями позитивной власти нет, а есть лишь различия в степени доверия к руководителю и акцентах в восприятии возна­граждения.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO