Основные параметры ситуаций

Рассмотрим типичные характеристики ситуаций. Активность ли­дера проявляется в конкретной ситуации. В первую очередь, говоря о ситуации, имеют в виду:

  • особенности сотрудников;
  • специфику решаемых задач;
  • организационные условия;
  • условия окружающей среды.

В свою очередь каждый из этих комплексных факторов дифферен­циру­ется более подробно следующим образом.

На ситуацию влияют следующие личные качества сотрудников:

  • уровень образования;
  • структура потребностей;
  • отношение к риску;
  • предприимчивость;
  • компетентность (в том числе социальная, экономическая, экологи­че­ская, управленческая, поведенческая, профессиональная, стратегическая).

К особенностям решаемых задач относятся:

  • творческий характер;
  • конкретизация;
  • плановость или внезапность;
  • уровень структуризации;
  • сроки выполнения;
  • новизна.

Условия организации системы управления включают:

  • вид организационной структуры;
  • состояние неформальных коммуникаций;
  • технологию принятия решений (сколько инстанций участвует);
  • диапазон управления;
  • степень выраженности контроля.

Влияние окружающей среды на выбор успешного стиля лидерства про­является в ситуациях:

  • материального избытка или недостатка;
  • социальной опасности или безопасности;
  • политического режима (диктатуры, монархии или демократии);
  • государственной политики (налоговой, финансовой, кадровой, ре­гио­нальной, кредитной и др.);
  • господства в обществе определенных ценностей.

Характер зависимости эффективности стилей работы руководите­лей задается параметрами ситуации. Поэтому такая зависимость весьма раз­лична. При этом необходимо иметь, что условия эффективности лидерства меняются со временем, поэтому гибкость стиля является важным требова­нием. Гиб­кость есть диалектика содержания и формы реализации управлен­ческих отношений. Гибкость не приспособление, а необходимое разнообразие методов работы в зависимости от параметров ситуации.

При выборе стиля часто ограничиваются наиболее важными харак­тери­стиками ситуации. Существуют некоторые общие рекомендации на этот счет.

Так, авторитарные стили рекомендуются:

  • для рутинных повторяющихся задач, когда требуется лишь поверх­ност­ное общение;
  • менее квалифицированных сотрудников с простым характером мо­тива­ции;
  • кризисных ситуаций при условии высокого уровня компетентно­сти управленческих отношений и авторитета лидера;
  • строго организованных централизованных систем управления и распре­деления ресурсов.

Демократические стили рекомендуются для решения задач:

  • импровизированных, без давления сроков;
  • малоструктурированных;
  • творческих, требующих инициативы и готовности к риску;
  • гибкой организации, неформальных коммуникаций.