Джулиан Роттер, американский психолог, родился в Нью-Йорке в 1916 году.

Основные работы Дж. Роттера: «Социальное научение и клиническая психология» (1954), «Приложения социально-научающей теории личности» (в соавторстве, 1972), «Личность» (в соавторстве, 1975), глава «Теория социального научения» в книге «Ожидания и действия: модели ожидаемой ценности в психологии» (1981), «Развитие и приложения теории социального научения» (1982).

Основные положения теории социального научения Дж. Роттера:

  • прогноз поведения человека в сложных ситуациях основан на анализе взаимодействия четырех переменных:
  1. потенциала поведения,
  2. ожидания,
  3. ценности подкрепления и
  4. психологической ситуации;
  • потенциал поведения — это вероятность данного поведения, встречающегося в какой-то ситуации в связи с каким-то стимулом. Поведение состоит из моторных реакций, познания, вербального поведения, невербально выраженного поведения, эмоциональных реакций (например, гнев в ответ на оскорбление);
  • ожидание — это субъективная вероятность того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения (например, ожидание того, что гнев заставит обидчика извиниться). Ожидания могут быть специфическими, т.е. применимыми к одной конкретной ситуации, и генерализованными, т.е. отражающими опыт различных ситуаций;
  • ценность подкрепления — это степень, с которой человек предпочитает одно подкрепление другому при равной вероятности их получения (например, посещение театра — посещению ресторана). Ценность различных подкреплений основана на предыдущем опыте и может меняться с течением времени (например, общение с другими людьми будет иметь большую ценность, если человек одинок, и меньшую, если он не одинок). При этом ценность подкрепления соотносится с мотивацией;
  • психологическая ситуация — это совокупность внешних обстоятельств поведения, воспринимаемых или представляемых индивидом;
  • основная формула поведения по Дж. Роттеру: Потенциал поведения = ожидание + ценность под- крепления;
  • люди действуют целенаправленно, максимизируя поощрение и избегая наказания, стремясь удовлетворить следующие основные потребности:
  1. потребность признания,
  2. потребность в защите,
  3. потребность в доминировании,
  4. потребность в независимости,
  5. потребность в любви и привязанности,
  6. потребность в физическом комфорте;
  • основные компоненты потребности:
  1. потенциал потребности,
  2. ценность потребности,
  3. свобода деятельности,
  4. минимальная цель;
  • потенциал потребности — это степень вероятности того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной потребности;
  • ценность потребности — это степень вероятности выбора тех подкреплений, которые связаны с удовлетворением данной потребности;
  • свобода деятельности — это наличие вариантов поведения, с которыми индивид связывает свои ожидания удовлетворения потребности;
  • минимальная цель — это та цель, достижение которой еще воспринимается индивидом как удовлетворение потребности, т.е. позитивно;
  • чем выше ценность потребности и ниже свобода деятельности, тем выше вероятность фрустрации (т.е. неудовлетворения) потребности;
  • более обобщенная формула прогноза поведения человека по Роттеру: Потенциал потребности — свобода деятельности + ценность потребности;
  • локус контроля — это качество личности, характеризующее ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо собственному поведению и своим усилиям (интернальный локус контроля);
  • интерналы больше заботятся о своем здоровье, у них меньше возникает психологических проблем в жизни, реже встречается депрессия и другие психические расстройства, выше самоуважение и уровень адаптированности, они более устойчивы к внешним воздействиям и независимы от окружающих.

Таким образом, Дж. Роттер показал значение таких внутренних переменных, влияющих на поведение человека, как: локус контроля, ожидание вероятности удовлетворения потребности, степень выраженности потребности, субъективная значимость ценности подкрепления. Учение Роттера явилось новым шагом в развитии необихевиоризма.