Альберт Бандура, американский психолог, родился в 1925 году в Канаде.

Основные положения учения А. Бандуры: люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека находятся в непрерывном взаимодействии (или взаимном детерминизме) его поведения, его познавательной сферы и окружения.

 Таким образом, модель-триада включает в себя:

  1. личностные факторы (вера, ожидание, самовосприятие и т.д ),
  2. внешнее поведение,
  3. влияние окружения (поощрение или наказание);
  • новые формы поведения человека порождаются и в отсутствии внешнего подкрепления, например, путем наблюдения за действиями других людей и последствиями этих действий;
  • люди формируют когнитивный (от лат. cog- nitio — знание, познание) образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели (т.е. другого человека или других людей), и далее эта закодированная информация, хранящаяся в долговременной памяти, служит ориентиром в их действиях;
  • люди избавлены от груза ненужных ошибок и траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по крайней мере, приблизительно, научиться чему-то на примере;
  • научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными процессами: вниманием, сохранением, моторно-репродуктивными процессами и мотивационными процессами;
  • внимание обеспечивает выбор необходимой информации, понимание наблюдаемой модели;
  • процессы сохранения обеспечивают запоминание модели, сохранение в долговременной памяти того, что наблюдалось. Запоминанию способствуют две основные репрезентативные системы: образное кодирование и вербальное (словесное) кодирование;
  • моторно-репродуктивные процессы обеспечивают перевод сохраненной в памяти информации в поведение;
  • мотивационные процессы обеспечивают позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепление) моделируемого поведения;
  • косвенное подкрепление осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели и результат этих действий. Косвенное позитивное подкрепление способствует тому, что наблюдатель повторяет поведение модели, а косвенное негативное подкрепление снижает тенденцию вести себя подобным образом;
  • самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют (или наказывают) себя за ее достижение, превышение (или неудачу). Самоподкрепление — это процесс, суть которого заключается в том, что люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения;
  • подкрепление помогает моделированию поведения, однако не является необходимым для него. Так, дети, наблюдающие модельный процесс по телевидению, позже ведут себя сходным образом независимо от того, было ли им известно заранее, что такая имитация будет поощрена;
  • люди способны к саморегуляции своего поведения, которая проявляется в самопроизвольной мотивации каких-либо действий. Уровень самопроизвольной мотивации человек варьирует в соответствии с типом и ценностью побуждений, а также природой норм поведения. В структуру саморегуляции входят три процесса: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа (или самоотчета);
  • в ходе социализации люди неоднократно переживают такую последовательность событий: проступок -» внутренний дискомфорт -» наказание -» облегчение. Действия, не соответствующие внутренним нормам поведения, вызывают тревожные предчувствия и самоосуждение, не проходящие до тех пор, пока не наступит наказание. Поэтому самонаказние избавляет от внутреннего дискомфорта и дурных предчувствий, которые могут длиться дольше и переноситься более тяжело, чем само наказание. Реакции самонаказания смягчают душевную боль и ослабляют внешнее наказание. Осуждая себя за недостойные в моральном отношении поступки, люди перестают терзаться из-за прошлого поведения. Самокритика может также уменьшить терзания по поводу неправильного или разочаровывающего поведения. Кроме того, самокритика часто является эффективным средством, способным уменьшить негативные реакции других. Однако чрезмерное и длительное самонаказание может усилить личный дискомфорт, может способствовать снижению самооценки, возникновению апатии и различных психических расстройств;
  • самоэффективность — это осознанная способность справляться с трудными жизненными ситуациями. Люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и, таким образом, способствует самоуважению;
  • приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации): способности выстроить поведение, косвенного опыта, вербального убеждения и состояния возбуждения.

Способность выстроить свое поведение подразумевает использование прошлого опыта для достижения желаемых результатов. Косвенный опыт — это наблюдение задругими людьми, успешно выстраивающими свое поведение. Вербальное убеждение — это словесное убеждение человеком самого себя или убеждение его другим человеком в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Эмоциональное возбуждение может препятствовать достижению цели, поэтому люди с большей вероятностью добиваются успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны.

Таким образом, в социально-когнитивной теории поведения А. Бандуры главное внимание уделяется системному влиянию на поведение человека происходящих вокруг событий, личностных факторов (особенно когнитивных) и поведения самого человека. При этом подкрепление не всегда имеет значение для повторения (копирования) поведения наблюдаемой ранее модели (или другого человека).