Сб. Апр 6th, 2024

Рассмотрим процесс развития психологических учений в первой половине XIX в. — времени перехода от развития психологии в рамках других наук к выделению ее в качестве самостоятельной науки.

1-я половина XIX в. характеризуется дальнейшим развитием ассоциативной и эмпирической психологии.
Ассоциативная психология в I-й половине XIX в. развивалась в Англии такими учеными как Томас Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль.

Томас Браун (1778-1820), английский философ, врач и поэт, автор труда «Лекции о философии человеческого ума» (1820).
Основные психологически значимые идеи:

  • на возникновение ассоциаций помимо уже известных факторов (смежность, сходство, контраст и т.д.) влияют такие факторы как сила исходного ощущения, его новизна, близость к другим ощущениям, природные способности индивида, состояние его здоровья и т.д.;
  • решение задач по Брауну выглядит так: задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых соответствует решению;
  • термин «ассоциация» используется Брауном для обозначения простейших связей, основания которых заложены в мозгу;
  • более сложные операции он называет относительными внушениями;
  • на относительных внушениях основана творческая деятельность человека, при этом относительные внушения не зависят от материального мира и развиваются по собственным законам (параллелизм);
  • единственный метод изучения духа — самонаблюдение или интроспекция.

Другой представитель английского ассоцианизма — Джеймс Милль (1773-1836), английский историк, экономист и педагог, автор труда «Анализ явлений человеческого духа».
Основные психологически значимые идеи:

  • свою теорию психических явлений Милль назвал «ментальной (духовной) механикой», т.к. он считал, что психические явления можно объяснить законами механики;
  • «атомами» сознания являются ощущения и их копии — идеи, которые складываются в более сложные явления на основе законов ассоциации;
  • ассоциации бывают одновременные и последовательные, что соответствует законам взаимопроникновения ощущений;
  • более крепкому закреплению ассоциаций способствуют живость и частота ассоциируемых ощущений;
  • так, восприятие — это результат связывания всех ощущений (зрительных, слуховых и т.д.), возникающих при виде объекта, мышление — это последовательное сцепление возникающих ощущений;
  • решение задач рассматривал, подобно Брауну, как «удачное» попадание на нужную идею;
  • отсюда, цель обучения — натаскать учеников на точное попадание сразу же после прочтения условий задачи (что нередко наблюдается в современной школе);
  • свою концепцию воспитания реализовал, воспитывая сына — Джона Стюарта Милля, который в три года обучался греческому языку, в пять лет прочел в подлиннике Платона, в девять лет изучал дифференциальные исчисления, а в 13 — политэкономию; сын стал видным ученым, но осудил метод обучения отца.

Джон Стюарт Милль (1806-1873), философ, логик, экономист. Основные труды: «Система логики» (1873), «Основания политической экономии» (1848), «Утилитаризм» (1863).
Основные идеи Милля — младшего:

  • психология должна строиться на тех же основаниях, что и химия, поэтому свою теорию Милль назвал ментальной химией;
  • в психической химии простые идеи не составляют новые, а порождают их («Знание кислорода и серы не позволяет нам судить о свойствах серной кислоты», — писал Милль);
  • фактически, это отрицание «ментальной механики» Милля — старшего;
  • с одной стороны психология — это высшая ветвь физиологии, с другой стороны — физиология еще не может объяснить психических явлений;
  • поэтому нужны прямые исследования духа путем наблюдения и опыта;
  • субъект сознания есть Я; это утверждение — новый момент в ассоцианизме;
  • ассоциации существуют не между мыслями, а между двумя состояниями мозга, которые предшествовали разным мыслям.
В I половине XIX века происходит дальнейшее развитие психологической мысли в рамках немецкой классической психологии и немецкой эмпирической психологии.

Немецкая классическая философия этого периода представлена такими именами как Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854), немецкий философ, ученик Фихте.
Основные сочинения Шеллинга: «О возможной форме какой-либо философии вообще» (1794), «Система трансцендентального идеализма» (1800), «Изложение моей системы философии» (1801), «Философские исследования о сущности человеческой свободы и о связанных с нею предметах» (1809).
Основные психологически значимые идеи Шеллинга:

  • природа — самостоятельный предмет изучения; материя духовна (панпсихизм);
  • познание рассудка — это логическое мышление;
  • оно ниже познания разумом (так называемая интеллектуальная интуиция), которое непосредственно;
  • субъективное есть основа всей реальности;
  • существует абсолютный разум, в котором субъективное и объективное тождественны;
  • самосознание разума есть самосознание Бога, т.к. Бог является разумом;
  • Бог имеет неограниченную свободу, личность — ограниченную;
  • человек действует на основе внутренней мотивации и в этом смысле он свободен;
  • в то же время все его действия — это часть высшего намерения в развитии истории;
  • человек есть соединение сознательного и бессознательного;
  • в последний период творчества отходит от своих прежних взглядов: создает «философию откровения», где центральное место отводится мифологии и религии.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), немецкий философ.
Основные труды Гегеля: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812-1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821), а также лекции по философии, истории, эстетике, философии религии, истории философии.
Основные психологически значимые идеи Гегеля:

  • все сущее — развитие «абсолютной идеи»;
  • абсолютная идея — божественна;
  • законы бытия — это законы мышления; изучая законы мышления, мы познаем окружающий мир, в том числе душу человека;
  • источник движения и жизни — противоречие;
  • движение и развитие осуществляется по схеме: тезис — антитезис (отрицание) — синтез (отрицание отрицания);
  • синтез есть разрешение противоречия путем «снятия» прежнего отрицания и восстановления на новом уровне, в новой форме того, что ранее отрицалось; сущность вещей познаваема;
  • истина всегда содержит в себе различные, в том числе противоположные стороны реальности;
  • активность мышления человека — это самопознание «абсолютной идеи»;
  • познание идет от абстрактных представлений к конкретным представлениям;
  • логика — это наука об идее в себе и для себя;
  • философия природы — это наука об идее в ее инобытии (т.е. об идее, отчужденной от самой себя);
  • материя — это внешнее, доступное восприятию проявление «абсолютной идеи»;
  • материя не существует вне движения;
  • главные формы природного бытия «абсолютной идеи» — механика, физика, органика (геология, ботаника, зоология);
  • но природа у Гегеля не развивается — развивается лишь «абсолютная идея»;
  • философия духа — это наука об «абсолютной идее» на заключительном этапе ее развития, когда она превращается в «абсолютный дух», т.е. преодолевает свое отрицание в форме природы и развивается как самосознание человечества (идея на этой стадии снова существует для себя и в себе);
  • история человечества сводится, таким образом, к истории его духовного развития — познания и самопознания;
  • философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, учение о государстве) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания «абсолютной идеи» (искусство, религия, философия);
  • субъективный дух — это дух в форме отношения к самому себе;
  • субъективный дух (т.е. индивидуальное сознание) проходит в своем развитии три стадии, где первая — это стадия сплетения с телом (природный дух или дух как душа); вторая — стадия рефлексии (или дух как сознание) и третья — дух как познание (теоретический дух), воля (практический дух) и нравственность (свободный дух). Третья стадия развития субъективного духа и является предметом психологии;
  • Гегель выделяет четыре разновидности психологии: а) житейскую, направленную на «случайную единичность духа», б) рациональную, в) эмпирическую и противостоящую этим трем — г) истинно философскую психологию, постигающую субъективный дух (индивидуальное сознание);
  • дух на ступени психологии выступает как единство души и сознания, как сам себя определяющий дух; теоретический дух воспринимает то, что наличествует и включает в себя созерцание, представление, мышление;
  • созерцание проходит развитие от ощущения (чувства) к вниманию и далее переходит в представление;
  • представление проходит стадии воспоминания, воображения, памяти и далее переходит в мышление;
  • мышление есть последняя и главная ступень в развитии интеллекта, которая проходит стадию рассудка, суждения и понимания;
  • практический дух должен создать нечто такое, чего еще не существует во внешней форме, и включает в себя: а) практическое чувство свободы, б) влечение, произвол, в) счастье;
  • свободный дух выступает как единство (снятие) стадий теоретического и практического духа;
  • расы и нации — это различные ступени самоопределения «абсолютного духа»; расы — это особые природные духи, нации — это местные духи; природные свойства людей — это совокупность природных задатков, в том числе талант и гениальность, но задатки подтверждаются, лишь совершенствуясь;
  • под темпераментом Гегель понимает всеобщий род и способ, в котором индивидуум проявляется в действии;
  • характер — это есть нечто, всегда отличающее людей друг от друга; в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность; великий характер проявляется только при осуществлении великих целей.

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872), немецкий философ-материалист.
Основные труды Фейербаха: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» , «Основные положения философии будущего» , «Сущность религии» (1851).
Основные психологически значимые идеи Фейербаха:

  • реальный субъект разума — человек (сравнить с Гегелем), а человек — продукт материальной природы;
  • наука, в том числе философия, должна исходить из чувственных эмпирических данных;
  • потустороннего мира не существует, философия должна заменить религию, давая человеку уверенность в своих способностях достигнуть счастья в реальном мире, в течение его жизни;
  • человек есть универсальный и высший предмет философии, а антропология (учение о человеке, его сущности и природе) должна стать наукой наук;
  • духовное и телесное, субъективное и объективное, физическое и психическое, мышление и бытие — едины;
  • сущность человека проявляется в его чувственности;
  • религия, сверхчувственное есть отражения чувственного содержания человека, его страхов, страданий, стремлений, идеалов, надежд;
  • истинной сущностью новой религии является любовь людей друг к другу, т.е. провозглашается религия без Бога;
  • природа есть единственная реальность, а человек — ее часть;
  • психические процессы зависят от мозговых процессов, но не сводятся к ним;
  • сознание есть непосредственное выражение единства субъекта и объекта;
  • источник человеческих ощущений — в природе;
  • мир познаваем, благодаря чувственному восприятию и осмыслению результатов этого восприятия;
  • ощущения человека качественно отличны от ощущений животных;
  • истинность мышления проверяется через сопоставление его результатов с чувственными данными;
  • здесь — противоречие: не все, что мыслится, можно подтвердить чувственным восприятием; ч
  • еловек действует по велению чувственности;
  • формы чувственности многообразны, в том числе — это любовь к жизни, стремление к счастью, эгоизм, чувственная потребность и т.д.;
  • свобода человека — это стремление к счастью на основе познания законов необходимости, это единство человека с условиями, в которых проявляется его сущность;
  • из этого следует вывод, что необходимо сделать условия жизни человека человечными;
  • все люди от природы равны;
  • человек является эгоистом и альтруистом;
  • противоречие одного и другого снимается через любовь одного человека к другому;
  • пороки человека объясняются условиями его жизни, их несоответствием природе человека.

Таким образом, немецкая классическая философия способствовала дальнейшему осмыслению природы психических явлений, развитию методологических основ психологических исследований.

Основоположником немецкой эмпирической психологии считается Иоганн Фридрих Гербарт (1776- 1841) — философ, психолог и педагог. Его основные труды: «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824-1825) и «Учебник психологии» (1816).
Наиболее значимые психологические идеи Гербарта:

  • элементом или единицей душевной жизни является представление;
  • представление — это сложные образы, возникшие в результате восприятия внешних объектов;
  • количественным показателем силы представления является его ясность;
  • для вычисления интенсивности борющихся представлений использовал математику;
  • в психологии выделял две части: «статику духа» и «динамику духа»;
  • статика духа изучает результаты измерения представлений в период покоя, а динамика — их движения в сознании;
  • представления могут вытеснять друг друга, либо соединяться;
  • соединение представлений осуществляется в двух формах: компликации и слияния; компликация — это такое соединение представлений, когда они образуют новое, не теряя своих первоначальных качеств (фактически речь идет об ассоциациях);
  • слияние — это объединение схожих представлений;
  • выделил три области сознания: ясное сознание, сознание (менее ясные представления) и бессознательное;
  • эти области отделяются порогами;
  • представления из бессознательной области прорываются в сознание тогда, когда оно значимо для субъекта и поддерживается прошлым опытом;
  • процесс слияния представления с прошлым опытом Гербарт назвал апперцепцией;
  • чувство и воля — это частный случай представлений;
  • так, чувство неудовлетворения — результат стеснения представлений, а воля — это когда прорвавшееся в сознание представление подавляет одни и вызывает другие представления;
  • создал в Германии свою научную школу, которая продуктивно развивалась; его ученики Г. Штейнталь и М. Лацарус заложили основы этнической психологии.

Еще одним видным представителем немецкой эмпирической психологии XIX века является Рудольф Лотце (1817-1881) — философ, физиолог. Основные труды: «Микрокосм» (1856-1864), «Медицинская психология или психология души» (1852).
Основные психологически значимые идеи и заслуги Лотце:

  • внес вклад в развитие психофизиологии пространственного восприятия;
  • в результате исследований пришел к выводу, что каждая точка сетчатки отлична от другой, т.е. обладает своим знаком;
  • ассоциация каждой точки сетчатки с движениями глаза, руки и тела дает восприятие пространства;
  • восприятие пространства формируется прижизненно.

В 1-ой половине XIX века в России сформировалось материалистическое направление в рассмотрении психологии, которое нашло отражение в трудах А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Развитию материалистических взглядов способствовали открытия в естествознании, нашедшие отражение в таких трудах российских ученых, как: «Лекции об образе жизни животных» К. Рулье, «История развития животных» К.М. Бэра, «Этюды о природе человека», «Этюды о природе оптимизма» И.И. Мечникова, а также результаты исследований И.М. Сеченова.

Александр Иванович Герцен — философ, революционер-демократ. Его основные труды: «Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке», «Былое и думы».
Основные психологически значимые идеи Герцена:

  • психические явления — это особая функция мозга;
  • выступал за отделение психологии от физиологии;
  • признавал качественное отличие психики человека от психики животных;
  • защищал идею о деянии как существенном факторе развития человека;
  • отстаивал взгляд на свободу воли как на явление, ограниченное сознанием человека, которое, в свою очередь, формируется общественным бытием человека;
  • отрицал обусловленность воли человека его физиологией, отрицал догмат о неограниченной свободе воли;
  • под сознанием понимал способность, состоящую из разума, страсти и воспоминания, взвешивающую условия действия и определяющую выбор действия.

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861), русский революционер-демократ, философ, публицист. Основные труды: «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью», «О значении авторитета в воспитании». Добролюбов: выступал за единство души и тела человека; критиковал вульгарноматериалистические положения френологии об определении способностей человека по строению черепа.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889), философ, революционер-демократ, писатель. Основные произведения: «Что делать?», «Пролог», «Характер человеческого знания».
Основные психологически значимые идеи Чернышевского:

  • в статье «Антропологический принцип в философии» отстаивал положение о единстве и целостности человека во всех его проявлениях, о возможности объективного изучения психики;
  • выделял в человеке два рода явлений — материальные и нравственные;
  • говорил о специфике человеческих потребностей, в которых, в отличие от биологических потребностей животных, органическое отходит на второй план;
  • потребности человека формируются в активной жизнедеятельности;
  • исходя из потребностей человека и деятельности личности, необходимо рассматривать и такие процессы как мышление, память, воображение;
  • характер человека определяется условиями жизни, воспитанием и поступками человека;
  • темперамент обусловлен природными факторами, но также подвержен влиянию социальных условий;
  • вводит понятие «народного характера» как совокупности умственных и нравственных качеств народа;
  • при этом отмечается, что профессиональное и классовое разделение в современных обществах сближает представителей профессий и классов различных народов.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO