Пт. Апр 5th, 2024

В XVIII в. происходило дальнейшее развитие эмпиризма и оформление ассоцианизма в философских и психологических воззрениях. Новые психологические идеи появляются также в трудах немецких и русских ученых.

Рассмотрим основные психологические идеи представителей английского ассоцианизма ХХЛ II в. — Джорджа Беркли, Дэвида Юма и Дэвида Гартли.

Джордж Беркли (1685-1753), епископ англиканской церкви в Ирландии, философ, математик, физиолог, экономист. Беркли разделял идеи Локка о роли ощущений как источнике опыта, но при этом отрицал объективность отражения материального мира в ощущениях. Для психологии представляет интерес его исследование зрительного восприятия, результаты которого были изложены в трактате «Опыт новой теории зрения»:
— бывшие от рождения слепые люди, прозревая, не различают расстояния (как, впрочем, и новорожденные), поскольку восприятие пространства формируется на основе ассоциации, т.е. взаимосвязи воспринимаемого образа предмета с уровнем мышечного напряжения глаз, углом поворота глаз и яркостью объекта. К этому добавляются ассоциации:

  • между образом предмета и перемещением до него,
  • между образом предмета и осязанием его.

Все эти ассоциации и позволяют сформироваться восприятию пространства.

Дэвид Юм (1711-1776), английский философ — идеалист, историк. Его основные произведения: «Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом разумении», «Естественная история религии», «Диалоги о естественной религии».
Основные психологически значимые идеи Юма: признавал, как и Беркли, существование чувственного опыта, но ограничивал его потоком впечатлений; за впечатлениями — неизвестность (т.е. никто не знает, чем они вызваны); в основе всего познания лежат ассоциации между впечатлениями и их отражениями в форме идей; идеи могут быть простыми и сложными; сложные идеи образуются на основе ассоциаций; ассоциации бывают двух видов: случайные (или неправильные) и естественные (или правильные); первые образуются на основе смежности во времени и пространстве, вторые — на основе сходства и причинности; наблюдаемые человеком причинно-следственные связи (например, когда один шар, сталкиваясь, приводит в движение другой) — это привычная ассоциация; реальные причины не известны; рассматривал Вселенную по аналогии с разумом, фактически был субъективным идеалистом, но в Бога не верил (после смерти его могила в течение недели охранялась от осквернения религиозными фанатиками).

Дэвид Гкртли (1705-1757), врач и философ. Его главный труд — «О человеке, его строении, его обязанностях и упованиях»; под влиянием идей Ньютона им были написаны также труды «Оптика», «Математические начала натуральной философии».
Основные психологически значимые идеи Гартли:

  • нервная система и психика человека функционируют по закону вибраций: «пульсации» внешнего мира вызывают большие вибрации в спинномозговых и черепно-мозговых нервах, последние вызывают малые вибрации в белом веществе мозга;
  • малые вибрации сохраняются и влияют на поведение человека в будущем, вибрации из мозга передаются в мышцы и обеспечивают нужное движение. Это была вторая после Декарта, говоря современным языком, модель рефлекторной дуги;
  • в основе душевной жизни человека лежит взаимодействие вибраций;
  • вибрации являются основой ассоциаций, а уже на основе ассоциаций возникают все психические явления;
  • общие истины (на современном языке — понятия) — это распространение по ассоциации какого-либо признака одного предмета на другие предметы;
  • сложные душевные явления есть произведенные от ощущений, идей ощущений (идеаций), удовольствия либо страдания и произвольных движений;
  • произвольные движения — это результат ассоциации врожденных автоматизмов и возникших в мозгу ощущений (фактически, Гартли описал модель явления, которое И.П. Павлов назовет условным рефлексом);
  • Гартли выделял первичные автоматизмы (полупроизвольные, произвольные движения) и вторичные автоматизмы (говоря современным языком — навыки и привычки);
  • для воспитания человека большое значение имеет формирование у ребенка по законам ассоциаций хороших страстей, т.к. сильные положительные страсти порождают положительные действия.

XVIII в. отмечен также развитием во Франции эмпиризма в философской и психологической мысли. На его формирование оказали влияние Р. Декарт, Д. Локк и философы эпохи Просвещения — Вольтер Руссо, Дидро, Монтескье, Гольбах и др.

Остановимся на анализе психологических идей представителей французского эмпиризма, таких, как Этьен Кондильяк, Жюльен Ламетри, Клод Гельвеции, Дени Дидро и Пьер Кабанис.

Этьен Кондильяк (1715-1780), философ, французский просветитель, священник, был воспитателем внука Людовика XV — дона Фердинанда. Основные труды: «Трактат об ощущениях», «Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и достоинства».
Основные психологически значимые идеи Кондильяка: все психические функции человека складываются из ощущений и их различных превращений. Человек есть ни что иное, как то, что он приобрел благодаря ощущениям: природа дает человеку органы ощущений, удовольствие и страдание; остальное человек приобретает опытным путем. В качестве метафоры Кондильяк описал мраморную статую, которой было дано только одно ощущение — ощущение запаха. Благодаря этому у нее сформировались все другие психические процессы. Так, сосредоточение на запахе — это внимание, сохранение запахов — это память, сравнение двух запахов дает суждение и т.д.; человеку трудно наблюдать все, что происходит в нем самом (т.е. высказывается идея о наличии неосознаваемых явлений).

Жюльен Ламетри (1709-1751), французский философ, врач, автор трудов «Человек — машина», «Система Эпикура», «Человек — растение», «Естественная история души». За свои произведения был приговорен к казни, но нашел спасение у прусского короля Фридриха II. Был атеистом.
Основные психологически значимые идеи Ламетри:

  • основа любого познания — ощущения: «Нет более надежных руководителей, чем наши чувства… Только они могут просветить разум в поисках истины». Этот подход был назван сенсуализмом;
  • считал психику (или душу) атрибутом материи; все живые существа — это ступени в развитии природы; отличие более высших существ — в их организации и связанных с нею потребностях;
  • превосходство человека над животными связано с образованием и воспитанием;
  • различная организация и различные потребности живых существ приводят к различию в средствах удовлетворения потребностей и различию в уровне их активности;
  • подчеркивал большую роль внимания в психической жизни человека: «Внимание — это ключ, могущий открыть ту единственную часть мозговой ткани, в которой живет идея…»;
  • познание начинается с ощущений и сводится к построению, комбинированию полученных образов с помощью воображения и внимания.

Клод Гельвеции (1715-1771), французский философ, автор трудов «Об уме», «О человеке».
Основные психологически значимые идеи Гельвеция:

  • все люди от природы равны, неравными людей делает воспитание, случайность и интерес («Гений есть продукт случайностей», «Случай — господин всех изобретателей»);
  • люди не получают одинакового воспитания в связи с разной формой правления в государстве, разными друзьями, любовницами, окружающими людьми, прочитанными книгами и в связи с другими случайностями;
  • интерес определяет, воспользуется ли человек предоставленным случаем или проявит безразличие;
  • основу мышления составляют ощущения: «Выносить суждения — значит ощущать».

Оппонентом Гельвеция был французский философ и просветитель Дени Дидро (1713-1784), один из создателей французской «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780). Основные труды: «Мысли к объяснению природы», «Разговор Даламбера и Дидро», «Философские основания материи и движения», «Элементы физиологии».
Основные психологически значимые идеи Дидро:

  • люди от рождения неравны; не разделял точку зрения Гельвеция, отождествлявшего ощущения и мышление;
  • вся материя обладает чувствительностью; различие живых существ заключается в их сложности; мышление и его продукты носят объективный характер; методами познания признавал эксперимент и наблюдение.

Еще один представитель эмпиризма и французского материализма — Пьер Кабанис (1757-1808), французский просветитель, философ и врач, автор труда «Отношение между физической и нравственной природой человека». (Просветительство — общественно-политическое течение, стремящееся устранить недостатки существующего строя XVIII в. путем распространения идей добра, справедливости и знаний). Просветительство как движение существовало во Франции, Германии (Гете, Шиллер, Лессинг), России (Козельский, Новиков и др.) и других странах.
Основные психологически значимые идеи Кабаниса:

  • на основе изучения физиологии человека делает вывод о том, что мысль выделяется мозгом так же, как желчь печенью;
  • головной мозг «переваривает» поступающие в него «впечатления», производит идеи, которые внешне выражаются в словах, мимике и жестах. Впоследствии этот подход был назван вульгарным материализмом;
  • изучая строение человеческого организма, можно понять строение человеческого общества;
  • выделял три уровня поведения: рефлекторное, полусознательное и сознательное; если орган сознания отсечен, то и страданий нет (когда французский Конвент поручил Кабанису выяснить, не приносит ли нож гильотины страдание, он пришел к отрицательному выводу: движения обезглавленного тела носят рефлекторный характер);
  • в конце жизни признал самостоятельное существование души.

XVIII в. отмечен также вкладом немецких ученых в развитие психологии и связан с именами Христиана Вольфа, Иммануила Канта и Иоганна Фихте.

Христиан Вольф (1679-1754), немецкий философ, просветитель. Основные работы: «Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка», «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734).
Основные идеи и научные открытия Вольфа:

  • использовал в своих трудах термин «психология», который благодаря ему получил распространение в Европе;
  • выделял два вида психологии: эмпирическую и рациональную;
  • эмпирическая психология должна заниматься описанием фактов, полученных на основе наблюдения за явлениями;
  • рациональная психология призвана на основе дедукции выводить явления из сущности души;
  • причиной психических явлений считал способности;
  • именно способность является причиной психической активности;
  • главная способность — это способность представления, которая обусловливает познавательные способности, а те, в свою очередь, обусловливают желательные способности (так, познание вызывает удовольствие, затем суждение об объекте и, наконец, стремление к нему);
  • высказал мысль о возможности измерения в психологии; так, например, величину внимания можно измерить продолжительностью аргументации, воспринимаемой человеком.

Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ. Основные периоды творчества:

  • докритический период. Была написана «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), где дана концепция развития Вселенной из туманности (фактически отрицалась идея Сотворения мира) и выдвинута идея бессмертия души (души переселяются на Вселенную с центром на Сириусе).
  • критический период. Написаны работы: «Критика чистого разума» (1781) — мистическая теория познания; «Критика практического разума» (1788)— критическая этика; «Критика способности суждения» (1790) — критическая эстетика и учение о целесообразности природы; «Антропология» (1798) и др.

Основные психологически значимые идеи:

  • Кант о науке о душе: наука о душе не может существовать, так как с помощью математики нельзя изучать душевные (т.е. психические) явления (критика Вольфа);
  • с душевными явлениями нельзя проводить опыты (т.е. эксперименты), поскольку проведение опыта искажает наблюдаемые душевные явления;
  • наука о душе может стать учением, которое будет описывать историю развития душевных явления и систематизировать их;
  • выделил в структуре души три части: познавательную, чувствующую и желающую; воля подчиняется разуму, а желание проистекает из удовольствия и страдания. Кант о познании: источником опыта являются внешние воздействия, но познает субъект с помощью заведомо свойственных человеку (т.е. априорных) форм познания;
  • априорные формы познания являются предпосылками любого познания и независимы от нашего опыта, т.е. трансцендентальны (от лат transcendens — «выходящий за пределы»);
  • человек познает мир с помощью трех основных познавательных способностей: чувственности, рассудка и разума, где чувственность — это способность к ощущениям, рассудок — способность к понятиям и суждениям, а разум — способность к умозаключениям, доходящим до «идей»;
  • идеи же — это понятия разума о единстве и взаимной обусловленности всех явлений;
  • знание о предмете, получаемое человеком, верно, но ограниченно в своей истинности, поскольку человек познает лишь внешние проявления вещей, тогда как внутренняя сущность вещей непознаваема («вещь в себе»);
  • предметы познаются благодаря апперцепции — активной силе, которая осуществляет синтез первоначально хаотических представлений;
  • научное познание ограничено; все, что непознаваемо — от Бога;
  • разум по своей природе раздваивается из-за возникающих противоречий или антиномий (например, мир и конечен и бесконечен;
  • поведение человека зависит от различных причин и в то же время свободно;
  • время есть и его нет);
  • выход из этого состояния раздвоения — ограничить знание верой.

Кант об этике:

  • всякий человек — самоцель и не может быть средством достижения чего-либо;
  • основной закон этики — категорический императив (т.е. требование, имеющее безусловную форму);
  • согласно этому закону человек должен относиться к человеку и человечеству в целом как к цели, а не как к средству: относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к нему;
  • возникающие в жизни человека противоречия между тем, что ему хочется, и тем, что требует нравственный долг, Кант предлагает всегда решать в пользу второго;
  • человек знает о нравственных законах априори;
  • Кант провозглашает равенство всех людей в способности к свободному поведению;
  • умысел (т.е. мотивация) придает нашему поведению моральную ценность.

Кант об эстетике:

  • эстетика — это незаинтересованное удовольствие»;
  • высшее искусство — поэзия, которая способна изобразить идеал, в том числе — идеал человека.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), немецкий философ, ученик Канта. Основные труды Фихте: «Опыт критики всяческого откровения» (1792), «Основа будущего науконаучения» (1794-1795), «Основа естественного права» (1797), лекция «Нравоучение» (1797), «Понятие образованного человека» (1797), «Закрытое торговое государство» (1800), «Назначение человека» (1800).
Основные идеи Фихте, значимые для истории психологии:

  • вещь познаваема; материализм есть догматизм; познание должно идти от сознательной установки к мышлению;
  • отправной пункт всякого познания есть «Я», которое равно всему, что вообще мыслимо (субъективный идеализм);
  • познание — это движение мысли по схеме: тезис — антитезис — синтез (но у Гегеля антитезис выводится из тезиса, а у Фихте — становится рядом его противоположность);
  • «Я» противостоит «не Я», субъекту — объект, сознанию — природа, и т.д.;
  • «Я» — деятельно;
  • деятельность «Я» — это нравственное поведение, соблюдение морали, выполнение долга;
  • осуществлению этого противостоит природа человека («не Я»), поэтому условие соблюдения нравственного закона — преодоление чувственных побуждений;
  • высшая способность ума — «интеллектуальная интуиция», т.е. непосредственное созерцание истины;
  • источник деятельности субъекта — постоянно воспроизводящееся противоречие между деятельностью и задачей: преодолевая препятствие, субъект приближается к тождеству с самим собой (это тождество — недостижимый идеал);
  • человек познает, потому что вынужден действовать;
  • знание — средство господства над природой;
  • воля человека детерминирована природой и обществом, но свобода достигается через добровольное подчинение познанной необходимости;
  • ощущение есть собственный продукт Я, который не осознается; осознанию чего-то внешнего предшествует осознание самого себя;
  • благодаря осознанию самого себя, человек лишает природу господства над самим собой;
  • человек должен сделать природу и общество идентичными себе, своему внутреннему естеству: человек есть сам себе цель;
  • общество должно гарантировать не только формальное равенство его членов, но реальное право на определенную свободную деятельность в любой выбранной отрасли (это общество было названо «торговым государством»).

Зарождение психологической мысли в России XVIII в. связано с именами М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, а также Н.Н. Поповского, Н.Н. Новикова, Д.С. Аничкова, С.Е. Десницкого, Я.П. Козельского и др.
Русские просветители пропагандировали распространение знаний в народе, призывали к социальным реформам (в частности, реформе крепостничества), проводили активную издательскую деятельность, переводили труды зарубежных авторов (например, Локка, французских и немецких просветителей), распространяли идеи гуманизма, пропагандировали естественно-научный и исторический подходы к изучению человека и общества. Однако многие из них, как и некоторые французские просветители (Вольтер Руссо), английские (Локк, Ньютон, Юм) и немецкие ученые (Лейбниц), разделяли деистические идеи. Деизм — это учение, признающее существование Бога в качестве безличной первопричины мира, который развивается дальше по своим законам. Среди русских просветителей деистические идеи высказывали Радищев, Козельский, Новиков (был без суда заключен «просвещенной» Екатериной II в Шлиссельбургскую крепость за вполне умеренные просветительские идеи: выступал против крепостничества и «рабского состояния» людей) и др.
Остановимся несколько подробнее на рассмотрении научных идей М.В. Ломоносова и А. Н. Радищева.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский ученый, автор работ «Слово о происхождении света», «Краткое руководство к риторике», «О слоях земных» и др.
Основные идеи, имеющие значимость для истории психологии:

  • рассматривал ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира; отмечал роль мозга в различении раздражений;
  • основой познания считал соединение эмпирических методов с теоретическим обобщением;
  • в работе «Слово о происхождении света» (1757) выдвинул трехкомпонентную теорию цвета (в 1801 г. она была заново открыта английским физиком и врачом Т. Юнгом и впоследствии разработана Г. Гельмгольцем);
  • в работе «Краткое руководство к риторике» (1744) высказывает свои взгляды на роль ума в борьбе со страстями, роль воображения и представления в процессе овладения языковыми средствами;
  • в работе «О слоях земных» выдвинул идею об эволюции растительного и животного мира; был сторонником просвещения как средства изменения общества.

Материалистические взгляды на психику получили свое развитие в трудах Александра Николаевича Радищева (1749-1802), русского философа-материалиста, экономиста, правоведа.
Основные сочинения: «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке, его смертности и бессмертии».
Основные психологические идеи Радищева:

  • в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» (написан в сибирской ссылке) высказывает идею о единстве психического и материального (души и тела);
  • под проявлениями души понимал жизнь, чувственность и мысль — все это есть производные материальной субстанции; считал, что отличие человека от животного состоит в том, что он не приспосабливается к природе, а преобразует ее, обладает речью, прямой походкой;
  • говорил о значении руки и овладения речью в формировании человека;
  • признавая большую роль воспитания, подчеркивал роль природных задатков человека;
  • признавал независимость бытия от познания человека;
  • человек властен над своими желаниями и страстями;
  • при этом процесс внимания рассматривал как проявление активности;
  • высказывал мысль о стремлении людей к подражанию, которое происходит «машинально», чем и объяснял тот факт, что правителям удается подчинять себе многочисленные толпы людей. Подражание, с его точки зрения, лежит и в основе такого явления, как «месмеризм» (Франц Месмер, австрийский врач, выдвинувший теорию «животного магнетизма» и лечивший людей этим магнетизмом);
  • в конце жизни приходит к выводу о бессмертии души: «Человек по разрушении тела своего не может ничтожествовать… мысленность его, будучи всех сил естественных превосходнее и совершеннее, исчезнуть не может».

В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии — «Наука о душе» Н. Михайлова. В ней были систематизированы психологические взгляды с точки зрения учения Локка, представителя английского эмпиризма. В ней были описаны такие психические явления, как ощущения, мысли, понимаемые как ассоциации представлений, природа воли.
Таким образом, XVII и XVIII века явились временем активного развития психологических воззрений. Учения и идеи этого периода нашли отражение в идеях XIX в. и активизировали поиск новых.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO