Пт. Апр 5th, 2024

Выготский о кризисе в психологии: анализируя причины кризиса психологической науки в начале XX века, Л.С. Выготский приходит к выводу, что в психологии назрела потребность в общей науке или общей психологии; под общей психологией Выготский понимал учение «о последних основах, общих принципах и проблемах данной области знания», имеющее дело с «понятиями высшего порядка».

Фактически речь шла об общей методологии психологической науки. По мнению Выготского, общая психология призвана объяснить, «что же наиболее общего у всех явлений, изучаемых психологией, что делает психологическими фактами самые разнообразные явления — от выделения слюны у собаки и до наслаждения трагедией»;

Выготский о зоне ближайшего развития: зона ближайшего развития — это временное расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития; зона ближайшего развития включает функции, еще не созревшие, но находящиеся в процессе созревания; если «уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день», то «зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день»; зона ближайшего развития определяется с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослого. Если ребенок может решить трудную для него задачу, используя наводящие подсказки взрослого, то задача находилась в зоне ближайшего развития этого ребенка;

Выготский о роли обучения: обучение есть движущая сила психического развития; обучение подтягивает и ускоряет развитие; обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития, т.е. ориентировано на зону ближайшего развития; краеугольным камнем обучения ребенка является усвоение им научных понятий, которые подтягивают (развивают) и житейские понятия;

Выготский о развитии человека: развитие ребенка имеет свой ритм, который не совпадает с ритмом времени. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве (закон различий ритма развития); развитие — это цепь не только количественных, но и качественных изменений. Ребенок — не просто маленький взрослый, который меньше знает и умеет, а существо с качественно отличной психикой (это отличие напоминает закон метаморфозы или превращения в животном мире. Например, гусеница превращается в куколку а та, в свою очередь, в бабочку); каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Разные психические функции развиваются неравномерно, непропорционально (закон неравномерности развития психики); в процессы эволюции человека вплетены процессы инволюции (или обратного развития). То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Так, лепет является этапом развития речи ребенка, но с появлением речи он перестает выполнять свои функции; в развитии ребенка стабильные периоды сменяются кризисными периодами. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и характеризуются отмиранием старого в психике и поведении ребенка и формированием качественно нового; для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности;

Выготский о психологических системах: психологические системы — это сложные связи, возникающие между отдельными функциями в процессе развития и распадающиеся при патологии; в процессе развития человека происходит изменение отношений как внутри психологических систем, так и между ними (например, благодаря взаимодействию мышления и памяти формируется логическая память); психологическая система не задана изначально в определенных структурах мозга, ей соответствуют функциональные органы — новые нервные связи, образовавшиеся в мозгу под влиянием социальных отношений; психологические системы проходят в своем образовании три этапа: интерпсихологический (мне говорят), экстрапсихологический (говорю себе), интрапсихологический (связь в мозгу).

По мнению Л.С. Выготского, психологические системы и их судьбы — это альфа и омега психологических исследований;

Выготский о сознании: сознание есть переживание переживаний; игнорируя проблему сознания, психология сама закрывает доступ к исследованию сколько-нибудь сложных проблем поведения человека; в речи лежит источник социального поведения и сознания; в качестве единицы сознания Выготский рассматривал первоначально значение, позднее — смысл как переживание личностью своего мотивационнонапряженного отношения к миру, созданного волевой задачей, на которой сосредоточена эта личность; в последний период своей научной деятельности он рассматривал переживание как действительно динамическую, полную единицу сознания;

Выготский о мышлении и речи: единицей речевого мышления является внутренняя сторона слова — его значение; в дошкольном и младшем школьном возрасте мышление находится в функциональной мости от памяти, а в подростковом возпягтр наоборот, память становится функционально зависимой от мышления в понятиях; путь развития понятий у ребенка складывается из трех основных этапов: этап «кучи», этап к лек- са и этап понятия. На первом этапе слово сцепляет предметы, между которыми нет внутренней связи. Мотивы группировки коренятся в чувственной сфере ребенка. Сама группировка носит случайный характер. Эго — мышление синкрегами (слитными образами). На втором этапе ребенок группирует предметы, исходя из их объективных связей, но эти связи являются несущественными. Это — мышление в комплексах или псевдопонятиях. Комплекс — это тень понятия. На третьем этапе рождается мышление в понятиях — логически обобщенных умственных образах; за мыслью стоит аффективная и волевая тенденция. Только она может дать ответ на последнее «почему» в анализе мышления.

Таким образом, Л.С. Выготский заложил основы культурно-исторического подхода в психологии, который является одним из краеугольных камней отечественной психологии и позволяет эффективно решать не только теоретические, но и практические задачи. 

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
Best Wordpress Adblock Detecting Plugin | CHP Adblock