Сб. Апр 6th, 2024

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) — отечественный психолог и философ, профессор, действительный член АПН СССР.

Основные работы: «Основы психологии» (1935), «Основы общей психологии» (1940) — Государственная премия в 1942 году, «Бытие и сознание» (1957), «Принципы и пути развития психологии» (1959), «О мышлении и путях его развития» (1958), «Проблемы общей психологии» (1973).

 Основные положения учения С.Л. Рубинштейна:

  • психическое имеет двоякую форму существования: первая — объективная форма существования и вторая — субъективная. Первая проявляется в жизни и деятельности, вторая — это рефлексия, отражение психического в самом себе;
  • психическое — это единство непосредственного и опосредованного, т.е. данного изнутри и проявляющегося в деятельности индивида;
  • развитие психики животных обусловлено изменением их отношений со средой, а развитие сознания человека — трудовой деятельностью;
  • психика — это реальный продукт эволюции;
  • сознание выражает бытие индивида, высшим его проявлением является нравственное сознание;
  • всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель, оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему;
  • мотив — это осознанное побуждение для определенного действия, мотив — это осознанная потребность;
  • действия бывают внутренние и внешние;
  • взаимосвязь переживаний человека и его действий составляют единство его жизни и деятельности;
  • психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются;
  • деятельность и сознание образуют органическое единство (но не тождество); осознание человеком своей деятельности изменяет условия ее протекания;
  • осознанность или неосознанность действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности: действие осознается, когда результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель, т.е. сознание «включается» и «выключается « в зависимости от отношений между задачами и способами их осуществления;
  • сознательное действие отличается от неосознаваемого своей структурой, отношением к ситуации, в которой оно совершается, процессом протекания;
  • акт деятельности является единством внешнего и внутреннего и, выходя за пределы психологии в области физиологии, социологии и других наук, внутри себя включает психологические компоненты;
  • поведение человека — это не совокупность реакций, а система более или менее сознательных действий или поступков. Для реакции предмет есть лишь раздражитель. Действие же сопровождается сознательным отношением к объекту. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание, т.е. действие отличается от реакции иным отношением к объекту. В свою очередь, действие становится поступком по мере того, как оно начинает регулироваться отношением к себе и к другим людям как к субъектам, т.е. поступок отличается от действия иным отношением к субъекту. Действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание;
  • различные уровни и типы сознания означают и различные уровни и типы поведения: реакции, сознательные действия, поступки;
  • ступени в развитии сознания означают изменения внутренней природы действий или актов поведения, а это, в свою очередь, ведет к изменению психологических закономерностей их внешнего проявления. Поэтому структура сознания принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия; психология изучает психологическую сторону деятельности или поведения. «Психология не изучает поведение в целом, но она изучает психологические особенности деятельности»;
  • одно и то же отношение к объекту обусловливает как сознание, так и поведение: первое — в идеальном плане, второе — в материальном плане; психологическое познание — это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей с внешним миром. Через посредство деятельности субъекта его психика становится познаваемой для других;
  • психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно — через отношение к объективному миру;
  • психология изучает психику в закономерностях ее развития;
  • психология изучает не одни лишь абстрактные функции, а психические процессы и свойства конкретных индивидов в их реальных взаимоотношениях со средой;
  • психология изучает психику, сознание человека как конкретной личности, включенной в определенную систему общественных отношений;
  • сознание человека формируется и развивается в процессе общественно-организованной деятельности;
  • оно — исторический продукт;
  • психология — это не только естественная наука, но и историческая наука, поскольку сама природа человека — продукт истории;
  • психология человека обусловлена общественными отношениями;
  • закономерности общественного бытия являются и наиболее существенными, ведущими закономерностями развития человека.
  • Психология должна исходить из этих закономерностей, однако нельзя сводить психологические закономерности к социальным, а социальные — к психологическим, также как и психологические закономерности подменять физиологическими;
  • психологическое познание — это познание психического, опосредованного всеми существенными конкретными связями, в которые включена жизнь человека, поэтому оно изучает не только механизмы психики, но и ее (психики) конкретное содержание;
  • основным способом существования психического является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности. Всякая деятельности есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека;
  • под деятельностью понимается такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. [Так, мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он, мысля, разрешает, т.е. когда выступает личностный план мыслительной деятельности. Мышление выступает в процессуальном плане, когда изучают процессуальный состав мыслительной деятельности, т.е. процессы анализа, синтеза, обобщения, посредством которых разрешаются мыслительные задачи. Реальный же процесс мышления представляет собой и деятельность и процесс (или совокупность процессов) одновременно];
  • в процессе исследования деятельности на первый план может выходить либо процессуальный, либо личностный план деятельности. Деятельность является психической по своему процессуальному и мотивационному составу, а не по задачам, которые она решает;
  • деятельность человека может быть практической и теоретической;
  • изучать психические процессы, психическую деятельность — это значит изучать формирование соответствующих психических образований. Всякое психическое образование — это психический процесс в его результативном выражении;
  • деятельность соотносится со своим объектом, с объективной реальностью через свои результаты, но нельзя подменять изучение психической деятельности изучением ее результатов;
  • деятельность включает в свою структуру действия, а те, в свою очередь, состоят из движений;
  • основные виды деятельности — труд, учение и игра;
  • психология изучает не всю деятельность, а ее психическую составляющую. С.Л. Рубинштейн о психологии личности: все психические процессы, составляющие содержание деятельности, протекают в личности и зависят от нее, вся психология человека является психологией личности; изучение психического облика личности включает три основных вопроса: Что человек хочет? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях и идеалах человека; Что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека;
  • Что он есть? Это вопрос о характере человека. Характер в своем содержательном аспекте тесно связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем для него смысл жизни и деятельности. Это проявляется в мотивах и целях его деятельности и определяет стержень личности;
  • в конкретной деятельности человека все эти стороны психического облика личности сплетены в едином узле;
  • три принципиальных положения, имеющие значение для понимания психологии личности: Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются и формируются;
  • В психическом облике личности выделяются различные сферы или черты, характеризующие ее разные стороны, но при всем их многообразии они смыкаются в единстве личности;
  • Психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности. Деятельность же личности формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры. образ жизни человека обусловливает психический облик личности, а последняя, в свою очередь, накладывает отпечаток на его образ жизни.

Таким образом, С.Л. Рубинштейн заложил основы деятельностного подхода в психологии, способствовал становлению и формированию отечественной психологии. 

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
Best Wordpress Adblock Detecting Plugin | CHP Adblock