Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) — отечественный психолог, доктор психологических наук.
Основные работы: «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий» (1965), «Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий» (1966), «К проблеме интеллектуальною развития ребенка» (1969), «Введение в психологию» (1976) и другие.
Основный теоретические положения учения П.Я. Гальперина
С точки зрения Гальперина предметом психологии является ориентировочная деятельность. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм.
Что же такое ориентировочная деятельность? Ориентировочная деятельность субъекта есть средство приспособления к ситуациям, которые отличаются от условий работы механизмов, управляющих автоматическими реакциями.
Субъект, осуществляя ориентировку:
- производит обследование ситуации, содержащей в себе элемент новизны;
- подтверждает или изменяет смысловое функциональное значение ее объектов;
- примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый или подновленный путь;
- осуществляет активную регуляцию хода действий в процессе их исполнения.
В дальнейшем происходит автоматизация действий и ориентировочная деятельность сокращается.
На физиологическом уровне ориентировочная деятельность обеспечивается ориентировочно исследовательским рефлексом, о котором писал И.П. Павлов.
Ориентировочная деятельность не ограничивается одними интеллектуальными функциями. И чувства, и воля, и потребности не только нуждаются в ориентировке, но с психологической стороны представляют не что иное, как разные формы ориентировочной деятельности субъекта в различных проблемных ситуациях, разных задачах и с разными средствами их решения.
Например, потребности означают не только побуждения к действию во внешней среде, они представляют избирательное отношение к ее объектам и намечают общее направление действий на то, чего субъекту не достает и в чем он испытывает потребность. Подобным же образом чувства обеспечивают оценку ситуации и переживание обнаруженных в ней элементов, а воля — новый способ решения задачи в специальных условиях.
Таким образом, все формы психической деятельности субъекта — это разные формы ориентировки субъекта в проблемных ситуациях. Поэтому психология во всех психических процессах и функциях изучает их ориентировочную сторону.
В мышлении необходимо изучать не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта в интеллектуальных задачах на основе того, как содержание этих задач открывается субъекту и какими средствами может воспользоваться субъект для обеспечения продуктивной ориентировки в такого рода задачах, для ориентировки в процессе мышления.
Предметом психологии чувств должна стать ориентировочная сторона чувств, а предметом психологии воли — ориентировка, ведущая к принятию того или иного решения. То есть психология изучает не всю психику и не только психику. Психология изучает деятельность субъекта по решению задач ориентировки в ситуациях на основе их психического отражения.
Психология изучает не сознание, а процесс ориентировки с использованием явлений сознания, изучает не поведение, а только активную ориентировку поведения.
Таким образом, предметом психологии является процесс ориентировки субъекта в ситуации, которая открывается в психическом отражении, формирование, структура и динамика этой ориентировочной деятельности, определяющие ее качество, характер и возможности.
Ориентировочная деятельность обязательно включает психическое отражение.
Объективным признаком психики по Гальперину является ориентировка живого существа на новое значение объектов, их свойств или отношений, значение, которого они не имели в прошлом опыте данного животного, и которое они впервые приобретают, благодаря ориентировке в актуальной ситуации. Другими словами, всегда должно быть управление действующим органом или устройством на основе образа, образа поля и самого действия.
Ориентировочная деятельность заключается в том, чтобы «разобраться в ситуации» с сигнальным признаком «новизны». Что значит разобраться? Это общая задача ориентировочной деятельности, которая предполагает выделение ряда подчиненных задач: исследование ситуации; выделение объекта актуальной потребности; выяснение пути к «цели»; контроль и коррекцию, т.е. регуляцию действия в процессе исполнения.
Гальперин понимает под субъектом животный организм, который регулирует свои внешние реакции воздействия на внешнюю среду на основе образа среды.
Субъект — всегда субъект действия, но не всякого, а лишь целенаправленного, т.е. такого действия, которое регулируется на основе образа ситуации.
Личность есть общественно-историческое образование и отличается от субъекта деятельности у животных. Субъект у животных не является сам себе. Это происходит только у человека, благодаря сознанию. При этом личность не сводится к сознанию, так как действует не сознание, а личность. Личность — это сознательный, общественно ответственный субъект.
Гальперин выделяет основные уровни ориентировочной деятельности. В качестве единицы поведения он рассматривает действие: физическое действие; физиологическое действие; действие субъекта; действие личности.
При физическом действии (например, когда вода точит камень) механизм, его производящий, безразличен к его результатам, а результат не оказывает влияния (кроме случайного) на сохранение породившего его механизма.
Физиологическое действие заключается в том, что организмы заинтересованы в определенных результатах этих действий, а результаты регулируют их исполнение.
Действия субъекта (т.е. живого существа) многовариантны. Действия приспосабливаются, «примериваются» к ситуации в среде. Здесь действуют принципы обратной связи, и не только в физическом поле, но и в плане образа. Действия могут быть повторены и в других ситуациях.
Уровень действия личности наиболее сложен. Здесь субъект действия учитывает не только восприятие предметов, но и накопленные обществом знания о них; не только естественные свойства и отношения предметов, но также их социальное значение и общественные формы отношения к ним. Человек не ограничен индивидуальным опытом, он усваивает и использует общественный опыт той социальной группы, внутри которой он воспитывается и живет.
У животного намеченный план действия выступает как непосредственно воспринимаемый путь среди вещей. У человека этот план выделяется и оформляется в самостоятельный объект, наряду с миром вещей, среди которых или с которыми ему предстоит действовать. Другими словами, в среду природных вещей вводится новая «вещь» — план человеческого действия, который подразумевает цель в прямом смысле слова, т.е. то, чего еще нет в готовом виде, но что должно быть достигнуто, — сделано.
Каждая более высокая ступень развития действия обязательно включает в себя предыдущие.
Таким образом, изучение содержания и структуры ориентировочной деятельности живых существ должно, по мнению Гальперина, составлять предмет психологической науки.