Пт. Апр 5th, 2024

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) — отечественный психолог, доктор психологических наук.

Основные работы: «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий» (1965), «Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий» (1966), «К проблеме интеллектуальною развития ребенка» (1969), «Введение в психологию» (1976) и другие.

Основный теоретические положения учения П.Я. Гальперина

С точки зрения Гальперина предметом психологии является ориентировочная деятельность. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм.
Что же такое ориентировочная деятельность? Ориентировочная деятельность субъекта есть средство приспособления к ситуациям, которые отличаются от условий работы механизмов, управляющих автоматическими реакциями.

 Субъект, осуществляя ориентировку:

  • производит обследование ситуации, содержащей в себе элемент новизны;
  • подтверждает или изменяет смысловое функциональное значение ее объектов;
  • примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый или подновленный путь;
  • осуществляет активную регуляцию хода действий в процессе их исполнения.

В дальнейшем происходит автоматизация действий и ориентировочная деятельность сокращается.
На физиологическом уровне ориентировочная деятельность обеспечивается ориентировочно исследовательским рефлексом, о котором писал И.П. Павлов.

Ориентировочная деятельность не ограничивается одними интеллектуальными функциями. И чувства, и воля, и потребности не только нуждаются в ориентировке, но с психологической стороны представляют не что иное, как разные формы ориентировочной деятельности субъекта в различных проблемных ситуациях, разных задачах и с разными средствами их решения.

Например, потребности означают не только побуждения к действию во внешней среде, они представляют избирательное отношение к ее объектам и намечают общее направление действий на то, чего субъекту не достает и в чем он испытывает потребность. Подобным же образом чувства обеспечивают оценку ситуации и переживание обнаруженных в ней элементов, а воля — новый способ решения задачи в специальных условиях.

Таким образом, все формы психической деятельности субъекта — это разные формы ориентировки субъекта в проблемных ситуациях. Поэтому психология во всех психических процессах и функциях изучает их ориентировочную сторону.

В мышлении необходимо изучать не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта в интеллектуальных задачах на основе того, как содержание этих задач открывается субъекту и какими средствами может воспользоваться субъект для обеспечения продуктивной ориентировки в такого рода задачах, для ориентировки в процессе мышления.

Предметом психологии чувств должна стать ориентировочная сторона чувств, а предметом психологии воли — ориентировка, ведущая к принятию того или иного решения. То есть психология изучает не всю психику и не только психику. Психология изучает деятельность субъекта по решению задач ориентировки в ситуациях на основе их психического отражения.

Психология изучает не сознание, а процесс ориентировки с использованием явлений сознания, изучает не поведение, а только активную ориентировку поведения.

Таким образом, предметом психологии является процесс ориентировки субъекта в ситуации, которая открывается в психическом отражении, формирование, структура и динамика этой ориентировочной деятельности, определяющие ее качество, характер и возможности.

Ориентировочная деятельность обязательно включает психическое отражение.

Ориентировочная деятельность человека качественно отличается от ориентировочной деятельности животных.

Объективным признаком психики по Гальперину является ориентировка живого существа на новое значение объектов, их свойств или отношений, значение, которого они не имели в прошлом опыте данного животного, и которое они впервые приобретают, благодаря ориентировке в актуальной ситуации. Другими словами, всегда должно быть управление действующим органом или устройством на основе образа, образа поля и самого действия.

Ориентировочная деятельность заключается в том, чтобы «разобраться в ситуации» с сигнальным признаком «новизны». Что значит разобраться? Это общая задача ориентировочной деятельности, которая предполагает выделение ряда подчиненных задач: исследование ситуации; выделение объекта актуальной потребности; выяснение пути к «цели»; контроль и коррекцию, т.е. регуляцию действия в процессе исполнения.
Гальперин понимает под субъектом животный организм, который регулирует свои внешние реакции воздействия на внешнюю среду на основе образа среды.
Субъект — всегда субъект действия, но не всякого, а лишь целенаправленного, т.е. такого действия, которое регулируется на основе образа ситуации.
Личность есть общественно-историческое образование и отличается от субъекта деятельности у животных. Субъект у животных не является сам себе. Это происходит только у человека, благодаря сознанию. При этом личность не сводится к сознанию, так как действует не сознание, а личность. Личность — это сознательный, общественно ответственный субъект.

Гальперин выделяет основные уровни ориентировочной деятельности. В качестве единицы поведения он рассматривает действие: физическое действие; физиологическое действие; действие субъекта; действие личности.

При физическом действии (например, когда вода точит камень) механизм, его производящий, безразличен к его результатам, а результат не оказывает влияния (кроме случайного) на сохранение породившего его механизма.
Физиологическое действие заключается в том, что организмы заинтересованы в определенных результатах этих действий, а результаты регулируют их исполнение.
Действия субъекта (т.е. живого существа) многовариантны. Действия приспосабливаются, «примериваются» к ситуации в среде. Здесь действуют принципы обратной связи, и не только в физическом поле, но и в плане образа. Действия могут быть повторены и в других ситуациях.

Уровень действия личности наиболее сложен. Здесь субъект действия учитывает не только восприятие предметов, но и накопленные обществом знания о них; не только естественные свойства и отношения предметов, но также их социальное значение и общественные формы отношения к ним. Человек не ограничен индивидуальным опытом, он усваивает и использует общественный опыт той социальной группы, внутри которой он воспитывается и живет.

У животного намеченный план действия выступает как непосредственно воспринимаемый путь среди вещей. У человека этот план выделяется и оформляется в самостоятельный объект, наряду с миром вещей, среди которых или с которыми ему предстоит действовать. Другими словами, в среду природных вещей вводится новая «вещь» — план человеческого действия, который подразумевает цель в прямом смысле слова, т.е. то, чего еще нет в готовом виде, но что должно быть достигнуто, — сделано.
Каждая более высокая ступень развития действия обязательно включает в себя предыдущие.

Таким образом, изучение содержания и структуры ориентировочной деятельности живых существ должно, по мнению Гальперина, составлять предмет психологической науки. 

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO