Сб. Апр 6th, 2024

Основными свойствами восприятия являются адекватность, предметность, целостность, селективность, константность, категориальность, апперцепция.

Адекватность восприятия (лат. adaequatus – приравненный, равный) — характеристика процесса восприятия, которая основана на инвариантности основных свойств субъективного образа. Воспринимаемые признаки какого–либо объекта или процесса в целом соответствуют описанию данного объекта или процесса, которое дается другими людьми, и не противоречит данным, полученным по другим сенсорным каналам. Напротив, неадекватный образа отражения, как бывает, например, в иллюзиях восприятия, рассогласован с другими формами перцептивного и когнитивного опыта индивида, с одной стороны, и не соответствует тем субъективным образам, которые порождаются в данной ситуации у других людей, с другой.

Предметность восприятия — характеристика процесса восприятия, которая представляет собой членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные формы взаимодействия с внешними предметами.

Селективность восприятия (лат. selectio – отбор) — характеристика процесса восприятия, которая заключается в избирательном выделении в сенсорном поле каких–либо отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как „фигура“, а все остальные объекты воспринимаются как ее „фон“. В первую очередь выделяются такие признаки сенсорного поля, которые обладают относительно большей интенсивностью, качественным отличием от других. При выполнении индивидом той или иной задачи избирательно воспринимаются такие признаки, которые в какой–то мере соответствуют содержанию этой задачи.

Целостность восприятия — характеристика восприятия, которая заключается в том, что отдельные признаки какого–либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ восприятия этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего мира.

Константность восприятия (лат. constans – постоянный) — характеристика процесса восприятия, которая заключается в относительной устойчивости воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта. На его основе Вундт сделал заключение, что наблюдается несоответствия между изображением, проецируемом на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которые могут влиять на эффекты константности восприятия, например фиксированная установка.

Феномен стабильности видимого мира — характеристика зрительного восприятия, которая заключается в том, что даже во время движения наблюдателя локализация объектов остается достаточно константной. Достигается за счет того, что совокупность предметного окружения воспринимаемого предмета выполняет роль неподвижной системы отсчета.

Категориальность восприятия — характеристика процесса восприятия, которая заключается в способности к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми индивидом.    Опознание — когнитивный процесс, заключающийся в отнесении воспринимаемого предмета к какому–либо определенному классу, за счет чего происходит построение осмысленного перцептивного образа. В ходе онтогенетического развития перцептивных процессов каталог опознавательных признаков постоянно пополняется новыми, что позволяет классифицировать все большее количество предметов.

Апперцепция — влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов окружающего мира. Лейбниц разводил понятия перцепции, как смутной презентации душе какого–либо содержания, и апперцепции, как ясного, отчетливого и осознанного видения этого содержания.

После Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип.    В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.

Качества Х. Эренфельса (1890 г.) — феномены восприятия, которые представлены рядом гештальт–качеств, таких как:

  • качество „сверхсуммативности“ (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в восприятии частей);
  • качество „транспозитивности“ (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, и может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы).

Важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

Микрогенез. Построение образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.

Виды. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают восприятие:

  • зрительное,
  • слуховое,
  • осязательное,
  • вкусовое,
  • обонятельное.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
Best Wordpress Adblock Detecting Plugin | CHP Adblock