Пт. Апр 5th, 2024

В средние века и в эпоху Возрождения продолжалось развитие психологии в рамках учения о душе. С точки зрения развития психологии целесообразно выделить: учение Блаженного Августина, достижения в арабо-язычной науке, учение П. Абеляра, возникновение томизма, учение Р. Бэкона, появление номинализма, эмпирико-натуралистические концепции эпохи Возрождения в Италии и Испании, учение Ф. Бэкона.

Рассмотрим основные положения их учений, имеющие значение для психологии.

Августин Блаженный Аврелий (354-430) — епископ и христианский мыслитель, автор «Исповеди» и «Монологов».
Основные психологически значимые идеи: без веры нет знания, нет истины; наиболее достоверное знание — это знание о том, что я мыслю, и что я существую; душа бессмертна, так как бессмертны идеи, возникшие в ней; душа существует вне пространства; идеи даны душе от рождения; существует семь ступеней души: 1) растительная; 2) животная; 3) человеческая (обладает памятью и речью); 4) характерно стремление к добру; 5) «очищенная душа», свободная от страха смерти; 6) стремится к Богу, т.е. к созерцанию истины; 7) поглощена Богом, т.е. полным созерцанием истины. Это есть подлинная цель души, остальное — «суета сует». Обыкновенные же люди выбирают более простой путь — веры в авторитет; в извлечении знаний из души большое значение Августин придавал воле человека; воля управляет как телесными, так и душевными процессами; заложил основы учения, которое впоследствии будет названо волюнтаризм.

Пьер Абеляр (1079-1142) — французский философ и теолог, автор сочинений «История моих бедствий», «Да и нет», «Диалог между философом, иудеем и христианином». Абеляр пользовался во Франции большой популярностью, и когда за свои взгляды он был изолирован от общества (пустынь в округе Труа), к нему стекались ученики со всех концов Франции.
Основные психологически значимые идеи: вера в Бога должна основываться на разумном понимании: «Понимаю, чтобы верить»; внес вклад в развитие логики и диалектики; истина открывается только разуму; человек несет ответственность за свои поступки; добрым или злым поступок делают намерения; слово есть лишь обозначение сущности, а значение слова уже существует в божественном уме.

В 832 г. в Багдаде открылся «Дом мудрости». Среди ученых арабского Халифата выделяются Авиценна (Ибн-Сина), Альгазен (Ибн аль-Хайсам), Аверроэс (Ибн-Рушд).

Авиценна (Ибн-сина Абу Али) (980-1037) — средневековый таджикский философ, врач и ученый, известный в арабском мире. Сыграл большую роль в распространении среди арабов научного наследия античного мира.
Его основные психологически значимые идеи: в трактате «Канон врачебной науки» вывел положение о зависимости психики от работы мозга; признавал бессмертие души; признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия вещей; разработал теорию двух истин, согласно которой существуют две параллельные истины — вера и знание; внес вклад в изучение влияния сильных эмоциональных переживаний на организм животных и человека; изучал связь между физическим развитием и психическими особенностями человека; важное значение придавал воспитанию; зачинатель возрастной психофизиологии (изучал психофизиологические изменения у детей); проводил опыты, показывающие зависимость состояния здоровья от эмоциональных состояний. Так, он определил, что стало причиной аффекта молодого юноши, называя возможные причины и прощупывая изменения пульса. Впоследствии этот метод назовут ассоциативным экспериментом. Кроме того, он провел опыт, заключающийся в том, что двух баранов одинаково кормили, но рядом с одним из баранов был привязан волк. В результате этот баран стал быстро худеть и умер. Этот опыт можно считать началом изучения психологии стресса.

Альгазен (Ибн Аль-Хайсам) (965-1039) — арабский ученый.
Его основные психологически значимые идеи: внес большой вклад в развитие научных представлений о природе зрительного восприятия, которое он рассматривал с точки зрения законов оптики; различал непосредственный эффект воздействия на глаз световых лучей и бессознательную умственную переработку зрительных ощущений, на основе которых создается образ предмета; способствовал развитию идей Аристотеля, Евклида и Галена.

Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198) — арабский философ и врач, жил в Испании, захваченной арабами.
Основные психологически значимые идеи Аввероэса: душа каждого человека обладает индивидуальностью; тело воздействует на душу через чувственность; каждый человек способен воспринимать божественный разум; разум и душу рассматривал как самостоятельные инстанции; считал душу смертной, а разум — бессмертным; большое значение придавал познанию природы вещей и души; открыл роль сетчатки глаза как чувствительной части глаза (до него это свойство приписывалось хрусталику); различал «рациональную» религию, доступную образованным, и образно-аллегорическую религию, доступную всем (так называемое учение о двойственной истине); выделял у людей три главных способности: к риторике, диалектике и аподейтике (философствованию); вернул Европе идеи Аристотеля (современники называли Аверроэса «великим комментатором» Аристотеля: Аристотель объяснил природу, а Аввероэс объяснил Аристотеля).

В XIII веке появилось учение Фомы (Томаса) Аквинского (1225/1226-1274) — христианского философа, теолога, монаха, автора трактатов «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Учение Фомы Аквинского получило название томизм и было канонизировано католической церковью. Томизм опирается на труды Аристотеля, но интерпретирует их исходя из догматов христианской церкви.
Основные идеи Фомы Аквинского, имеющие значение для психологии: душа есть «чистый» объект, обладающий способностью сознавать; отстаивал идею вечности души; душу человека считал не только разумной, но и сознательной; чувственные образы признаются духовным явлением; человек соединяет в себе два круга бытия — божественный и земной; в случае противоречия знаний и веры, знание уступает вере; познание рассматривается как естественное (человеческое) и сверхъестественное (откровение, познание Бога); в душе имеется «внутреннее слово» (интенция), которая придает направленность познанию; источником познания является чувственное восприятие; разум определяет волю; душа есть акт тела (влияние Аристотеля).

В XIII в. в Европе появляются также материалистические тенденции в объяснении психологических явлений. Они получили свое выражение в учениях Роджера Бэкона и идеях номинализма.

Роджер Бэкон (ок. 1214-1292) — английский философ и естествоиспытатель.
Его основные психологически значимые идеи: придавал большое значение математике и опыту; под опытом понимал как научный эксперимент, так и внутреннее мистическое «озарение»; ощущения рассматривал в качестве основы других психических явлений и знаний; продолжил естественнонаучные традиции изучения зрительного восприятия, заложенные Аристотелем и продолженные Альгазеном; в труде «Перспектива» показана зависимость зрительного восприятия от общих законов распространения, преломления и отражения света; ему принадлежит знаменитый тезис: «Знание — сила».

Возникновение номинализма связывают с именами оксфордских профессоров Дунса Скота и Уильяма Оккама.

Номиналисты (от лат. nomen — имя, название) утверждали, что: реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами; общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, существуют только в уме и не отражают их реальных свойств; знание имеет относительный характер; знаковая система является надиндивидуальной и носит универсальный характер; исходная точка процесса познания — чувственные знаки, которые посредством речи преобразуются в общие понятия.

Дуне Скот (1265-1308): впервые поставил вопрос о том, является ли мышление свойством материи; отстаивал свободу воли.

Уильям Оккам (1300 — ок. 1349): предложил принцип «экономии мышления», который гласит, что бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего («бритва Оккама»); принцип распространяется и на объяснение психических явлений, что делает ненужным, по мнению Оккама, обращение к понятию «душа».

Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название эпохи Возрождения, которая характеризуется возрождением античных ценностей, гуманизма, развитием науки, культуры и материального производства. Видными представителями эмпирико-натуралистического направления эпохи Возрождения в Италии были Леонардо да Винчи, Пьетро Помпонацци и Бернардино Телезио.

Леонардо да Винчи (1452-1519) в «Трактате о живописи»:

  • показывает зависимость восприятия величины предмета от расстояния, освещенности, плотности среды;
  • дает описание явления зрительного контраста (например, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном фоне);
  • описывает явление иррадиации — распространения очертаний воспринимаемого образа на недостающие элементы изображения;
  • разработал правила тренировки воображения (пятна на стенах посредством воображения превращаются в контуры образов художественного произведения).

Пьетро Помпонацци (1462-1525): доказывал, что высшие психические способности человека, так же как и низшие, имеют в основе реальные телесные процессы; выдвинул тезис о смертности души.

Бернардино Телезио (1509-1588): создал в Неаполе школу естествоиспытателей; выдвинул идею функционирования всего материального (в том числе психического) по законам самосохранения, из которых следует, что в положительных аффектах человека проявляется сила, стремление к самосохранению души, а в отрицательных — слабость этого стремления.

Среди испанских представителей эмпирико-натуралистического научного течения эпохи Возрождения выделяются Хуан Луис Вивес, Хуан Уарте, Гомес Перейра и А. Везалий.

Хуан Луис Вивес (1492-1540): провозгласил главным методом познания природы души метод индукции — путь опытного изучения явления, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.

Хуан Уарте (1529-1592), врач по профессии, автор работы «Исследование способностей к на- укам»(1575 г.): зачинатель дифференциальной психологии и профессионального отбора; ставит вопрос о необходимости изучения природы способностей, выделения критериев их определения, ориентации человека на ту сферу деятельности, которая больше соответствует его способностям.

Гомес Перейра (1500-1560), изучал психику и поведение животных. Он: делает вывод о том, что животные не обладают душой; высказывал идеи, противоречащие истине: отрицал способность животных видеть, слышать и вообще что-либо чувствовать; животные, по его мнению, управляются прямым воздействием внешних объектов и их следами — «фантазмами».

А. Везалий (1514-1564): на основе изучения анатомии человека делает вывод, что носителем души являются «животные духи», которые вырабатываются в желудочках мозга.

В 1590 г. немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология», однако широкого распространения он еще не получил.

Своеобразным итогом и венцом развития воззрений на психику в рамках учения о душе и переходом к новому этапу в развитии психологии явились взгляды Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), английского философа и политического деятеля.

Основные психологически значимые идеи Фрэнсиса Бэкона:

  • провозгласил реальным источником знания опытное, эмпирическое исследование; под экспериментом понимал изменение явлений посредством действий и вспомогательных орудий;
  • считал, что для наук, получающих данные из чувственного опыта, методом доказательства является эксперимент, а для теоретических наук — индуктивная логика;
  • разрабатывал принципы научной индукции; в произведении «Новый Органон» (1620 г.) цель науки определил как увеличение власти человека над природой;
  • выделил два уровня в учении о человеке — философию человека и гражданскую философию; первая рассматривает человека с натуралистической позиции, вторая — как члена общества;
  • придерживался учения о «двойственности души», т.е. признавал существование рациональной божественной души и нерациональной чувствующей, которая и является предметом научного изучения; исходил из принципа единства души и тела;
  • рассматривал вопросы физиогномики — определения душевного состояния человека по выражению лица;
  • занимался толкованием сновидений;
  • изучал влияние болезненных состояний тела на душу человека; придавал особую роль разработке методов познания;
  • считал, что искажения объективной реальности, происходящие в процессе человеческого восприятия, обусловлены «идолами рода» (т.е. особенностями природы человека), «идолами пещеры» (т.е. особенностями отдельного человека), «идолами площади» (т.е. особенностью природы общения людей) и «идолами театра» (т.е. неверными философскими учениями);
  • заложил основы для развития эмпиризма в английской философии XVII в.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO