Чт. Апр 25th, 2024

Восточные учения оказали влияние на мыслителей Древней Греции. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со многими центрами цивилизованного мира, а первые мыслители получали образование в Египте, Вавилоне.

Начало древнегреческой философской и психологической мысли было положено в VI в. до н.э. и связано с ионийскими колониями Греции (средняя часть западного побережья Малой Азии). Отсюда название — ионийская традиция. Но в действительности речь идет о восточных школах Древней Греции. К ионийской традиции относят милетскую школу (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита из Эфеса.
С развитием философии в греческих полисах в Южной Италии и Сицилии (конец VI — нач. V в. до н.э.) возникла италийская традиция, к которой относят Пифагорейский союз и Школу элеатов (элейская школа — Ксенофан, Парменид, Зенон). Кроме того, яркими представителями досократической философии (т.е. философии, предшествовавшей философии Сократа) являлись Эмпидокл, Анаксагор и Демокрит.

Рассмотрим основные психологически значимые идеи Древней Греции.

Ионийская традиция.
Милетская школа:

  • Фалес (624-547 гг. до н.э.) считается родоначальником европейской философии — «первым европейским философом».
    Он считал, что: в основе мира — вода, основа всего сущего; Бог создал мир из воды; космос одушевлен и полон божественных сил; душа присуща всем предметам; душа есть двигательное начало вещей; объективная реальность первична по отношению к чувствам; чувства — источник информации об окружающем мире.
    «Познай самого себя!» — призывал Фалес. (Сохранился исторический анекдот о том, как Фалес по звездам предсказал урожай маслин, скупил за бесценок маслодавильни и разбогател.)
  • Анаксимандр, ученик Фалеса (610-546 гг. до н.э.). Он считал, что: основа мира — это «айперон», он существует в вечном движении. Айперон — это бескачественная материя, все возникло путем выделения из айперона противоположностей (горячее и холодное); человек произошел от животных, рожден большой рыбой; животные появились в воде, потом стали выходить на сушу (идея эволюции живых существ — сочинение «О природе»).
  • Анаксимен, ученик Анаксимандра (ок. 588 — ок. 525 гг. до н.э.). Считал, что: все сущее происходит из воздуха и обратно в него возвращается; душа человека — тоже воздух; дух и воздух равнозначны.
  • Гераклит из Эфеса, представитель ионистской (восточногреческой) традиции (ок. 520 — ок. 460 гг. до н.э.), аристократ по рождению, проживал в соседнем с Милетом полисе в Малой Азии (современная Турция). Его называли «темным» философом, трудным для понимания. Гераклит является одним из основоположников диалектики. Он считал, что: все течет, все изменяется; душа человека бесконечна; источник движения души в ней самой; все в жизни возникает из противоположностей, состоит из них и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых»; человеческая натура не обладает истинным разумом, а божественная — обладает; начало всему — вечный огонь или космос; в основе мироздания лежит всеобщий закон — «логос»; душа — единство противоположностей, сочетающее в себе влажное и огненное; мировой процесс цикличен, все со временем переходит в свою противоположность; в основе познания лежат ощущения, но в основе мудрости — мышление; качества души зависят от состояния тела: у «опьяневшего мужа психея (душа) его влажна».
Италийская (или западногреческая) традиция.

Пифагорейский союз. Его основатель Пифагор — астроном, математик и философ (541-497 гг. до н.э.).

Пифагорейский союз был создан в Кротоне (Южная Италия) и просуществовал до IV в. до н.э.
Основные идеи пифагорейского союза: в основе всего сущего лежит число; душа есть гармония чисел или музыки; душа бессмертна и постоянно перевоплощается (метемпсихоз); в целях сохранения душевного здоровья рекомендовали избегать отрицательных эмоций: гнева, уныния, душевной тревоги; в целях сохранения душевного здоровья разработали режим труда, отдыха и диеты; придумали испытание интеллектуальных способностей у кандидатов в Союз; врач-философ Алкмеон из Кротона считал, что орган души — головной мозг, открыл зрительные нервы; пифагорейцы разработали системы развития памяти и мышления; впервые философскую науку постигали и женщины — пифагорейки; пифагорейцы создали свою иерархию ценностей. На первое место они ставили прекрасное и благопристойное (например, науку), на второе — выгодное и полезное, на третье — приятное.
Все вступающие в пифагорейский союз сдавали свою собственность в общее пользование. (Существует исторический анекдот про то, как Пифагор однажды спустился в «Аид» (на самом деле — в глубокую землянку), а его мать записывала все, что происходило наверху. Выйдя на поверхность, Пифагор сообщил, что все видел, все слышал из «Аида», доказывая тем самым свою божественную сущность.)

Элейская школа (Элей — греческий полис). Ее основателем является Ксенофан Колофонский (580 — ок. 490 гг. до н.э.), философ и поэт.
Ксенофан: критиковал метемпсихоз пифагорейцев. Ему принадлежат строки:
Шел, говорят, он однажды, и видит —
щенка избивают.
Жалостью схваченный, он слово такое изрек:
«Стой! Перестань его бить! В бедняге
умершего друга
Душу я опознал, визгу внимая ее»
по мере того, что открывает человеку Бог.

Другим основателем элейской школы является выходец из пифагорейского союза Парменид (ок. 540 — ок. 470 гг. до н.э.).
Основные идеи Парменида, имеющие значение для психологии: мир есть неподвижный и сплошь наполненный шар; все неизменно (родоначальник метафизики как антидиалектики); все, что нельзя доказать, не существует; небытие не существует потому, что оно «немыслимо»; аллегорически описал путь познания в поэме «О природе» как путешествие юноши к богине, где несущие кони — неразумные стремления и желания души, путешествие по дороге божества — путь к познанию, умозрение — путь к любящему мудрость разуму, девы впереди идущие — ощущения, прибытие к Правде — постижение сущности вещей; учение истины — это учение о том, что истинное бытие едино, вечно, неподвижно, неделимо; учение мнения — это учение о множестве вещей, возникающих и преходящих; учение истины — достоверно, учение мнения — лишь правдоподобно; существуют два начала: активное — огненное, светлое и инертное — темное.
Зенон, ученик Парменида (ок. 490-430 гг. до н.э.). Он впервые использовал диалог как форму изложения философских проблем.

Основные психологически значимые идеи Зенона: считал, что бытие не противоречиво; использовал метод доказательства, которое Аристотель определил как апория. Апория — это равенство противоположных заключений или трудноразрешимая проблема. Зенон является автором апорий «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и других; апория «Дихотомия»: прежде чем пройти какое-либо расстояние, необходимо пройти его половину; чтобы пройти половину, нужно пройти половину этой половины и т.д. до бесконечности. Отсюда, движение и не может начаться; апория «Ахилл и черепаха»: быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, т.к. за то время, пока бегун достигнет места, где находилась черепаха в момент «старта», черепаха успеет продвинуться на какое-то расстояние вперед, и т.д.; апория «Стрела»: летящая стрела покоится. Почему? В каждый данный момент времени стрела занимает какое-то особое место; в следующее мгновение она будет занимать какое-то другое место и будет в нем покоиться. Таким образом, из суммы состояний покоя выводится состояние движения. Значит, движения нет, а есть сумма состояний покоя. (Значительно позднее Г. Гегель так решил эту задачу: двигаться — значит быть в этом месте и не быть, т.е. — единство прерывности и непрерывности пространства и времени).

Наряду с представителями указанных выше школ к досократикам относят Эмпедокла, Анаксагора и Демокрита. Рассмотрим психологически значимые положения их учений.
Эмпедокл из Агригента на острове Сицилия (ок. 490-430 гг. до н.э.) в своем сочинении «О природе» соединил ионийскую и италийскую традиции. Был изгнан из Пифагорейского союза за разглашение своих идей, что было запрещено.
Основные идеи Эмпедокла: все многообразие вещей сводится к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню; соединение и разделение элементов объясняется притяжением и отталкиванием («Любовью и Враждой»); эволюция живых существ определяется естественным отбором жизнеспособных сочетаний; подобное познается подобным. Так, например, ощущения возникают в результате подгонки объектов к порам органов чувств; удовольствие возникает при встрече с подобным объектом, неудовольствие — при встрече с не подобным; души мудрых становятся богами; тело — земля, в которую облачена душа человека; все в мире циклично; глаз состоит из элементов — огня и воды, которые выходят наружу, соприкасаясь со встречными частицами объекта (идея активности восприятия); воспринимаемое ощущениями истинно, если ими руководит разум; душа локализована в крови; растения и животные тоже имеют ум и понимание (этот подход называется биопсихизм). (Существует исторический анекдот о том, что Эмпедокл для доказательства своей божественной сущности прыгнул в кратер вулкана, о чем узнали позже по выброшенному извержением башмаку).

Анаксагор из Клазомеи в Малой Азии (ок. 500-428 гг. до н.э.) входил в кружок Перикла в Афинах. Отказался от богатого наследства в пользу родственников. После обвинения в безбожии бежал из Афин.
Основные идеи Анаксагора, значимые для истории психологии: началом порядка в мире является «Ум» (нус); душа — принцип движения живых существ; вещи делимы до бесконечности; разделял идеи гилозоизма — учение об одушевленности материи; человек — самое разумное существо, потому что имеет руки; чувственное восприятие осуществляется по принципу противоположности: «зрение есть явление невидимого»; все ощущения идут от головного мозга; природа есть закономерная упорядоченность.
(Сохранился исторический анекдот о том, что, умирая в Лампсаке, Анаксагор пожелал, чтобы в день его смерти детей отпускали на каникулы, и длительное время его воля исполнялась).

Демокрит из Абдер (ок. 460-370 гг. до н.э.), ученик Левкиппа, был философом-материалистом, считался первым энциклопедическим умом среди греков, был одним из основателей атомистики.
Основные идеи Демокрита, значимые для психологии: в мире два первоначала — атомы и пустота; атомы находятся в постоянном движении; из соединения атомов образуются тела; вихри атомов создают и уничтожают миры; в мире действует закон причинности; Бога и бессмертия души нет; душа присуща всему живому (биопсихизм); основа души — очень подвижные атомы (как у огня); болезнь есть изменение пропорций распределения подвижных и тяжелых атомов; разумная часть души находится в грудной клетке; мозг есть средоточие высших душевных функций и способности к познанию; сердце — орган благородных страстей, печень — чувственных желаний и вожделений; восприятие возникает из соединения атомов, и образ лишь улавливается субъектом; от объектов истекают тонкие пленки (образы — идолы, эйдолы), которые отпечатываются в воздухе между глазом и предметом, а затем воздух этот отражается во влажной части глаза, благодаря особым истечениям из глаза; существует два вида познания: одно, темное, — посредством чувств, другое, истинное, — посредством мысли; есть два вида мыслей — законнорожденная (более тонкая, возникающая в результате мышления) и незаконнорожденная (возникающая от органов чувств); воздерживаться от дурных поступков нужно не из страха наказания после смерти, а из чувства долга; разработал концепцию об эволюции человека от звероподобного состояния к цивилизованному; поступки человека обусловлены; удовольствия и неудовольствия влияют на решения человека; сновидение — это попадание в душу образов, когда человек спит; цель жизни — спокойное расположение духа, гармония с природой.
(Сохранившийся исторический анекдот о Демокрите гласит, что прожил он около 90 лет и, лишившись зрения, решил себя умертвить, ежедневно уменьшая порции пищи. Поняв, что может умереть в праздник, философ продлил себе жизнь на несколько дней, вдыхая пары от меда и горячих хлебов.)

По данным Диогена Лаэртского, Платон, будучи философом-идеалистом, хотел сжечь все произведения Демокрита, как приносящие вред, но его отговорили, т.к. книги Демокрита были у многих на руках.
Всех досократиков объединяет то, что они решали основные вопросы с точки зрения чувственного космоса, в его различных вариантах (т.е. преобладала натурфилософия). Мир сложных абстракций не был еще предметом их изучения.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO