Пт. Апр 5th, 2024
Возрастная психология — одна из наиболее перспективных ветвей психологической науки. Было бы ошибочно думать, что область интересов соответствующих специалистов ограничивается психологической поддержкой детей в школе.

 Возрастные психологи оказывают также психологическую помощь в разнообразных организациях и структурах. В нашей стране, особенно сегодня, остро стоит вопрос о социальной адаптации детей и подростков, имеющих проблемы с состоянием здоровья и другие социальные трудности. Существуют различные реабилитационные центры, где наряду с врачами и социальными работниками трудятся и возрастные психологи. Особое значение приобретают практические методические материалы и наработки, дающие практикам возможность, исходя их местных условий, определить направления проектирования коррекционных образовательных учреждений, обеспечивающих оптимальные условия протекания процесса реабилитации, формирования и развития личности проблемного ребенка и подростка, не изолируя его из социума.
Основным контингентом, на который ориентируется деятельность психолого-медико-социальных центров являются семьи с детьми в возрасте от рождения до 18 лет, (имеющими различные по этиологии заболевания, нарушавшие процесс развития и другие особенности, препятствующие развитию личности и социализации несовершеннолетних), обратившиеся в центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков. Работники подобных центров видят в качестве своей цели не только восстановительное лечение, обучение, коррекцию и компенсацию нарушенных функций у ребенка, но и преодоление патогенных типов организации семейного воспитания, в основе которых лежит дисгармония внутрисемейных отношений и макросоциальных взаимодействий семьи, нормализацию ситуации развития личности ребенка в поэтапно организованном комплексном реабилитационном процессе, протекающем в ситуации совместной продуктивной деятельности специалистов-реабилитологов семьи и ребенка.
В таких учреждениях психолог производит диагностику различного рода нарушений, разрабатывает коррекционную программу помощи ребенку и его семье, организует реабилитационную работу. Психолог, работающий в подобном центре, должен, прежде всего, иметь высшее образование по своей специальности. Он также должен ориентироваться в смежных с психологией дисциплинах (медицина, социология, юриспруденция, педагогика). Среди личностных качеств особо важны умение наладить взаимоотношения как детьми, так и с их родителями, способность эффективно работать в коллективе, т. к. часто психологу для принятия решения нужна помощь других специалистов, умение оперировать большим набором методик и правильно их использовать. Также психолог не должен забывать, что на него возлагается особая ответственность за свою профессиональную деятельность.
В качестве ориентиров своей деятельности психолог-реабилитолог использует следующие:
1. Совместная продуктивная деятельность специалистов-реабилитологов с ребенком и его семьей представляет собой динамичный процесс, развивающийся по мере изменения и перестройки социальных позиций, установок и способов взаимодействий в семье одновременно с формированием у ребенка новых межличностных и социальных отношений, культурных форм деятельности.
2. Социальная ситуация развития ребенка создается и позитивно перестраивается в совместной продуктивной деятельности триады «Специалист-Ребенок-Семья» в виде поэтапно изменяющихся форм сотрудничества, имеющих специфические функции и особенности на каждом этапе реабилитации.
3. В условиях совместной продуктивной деятельности специалиста, ребенка и родителей в реабилитационном процессе происходит переход на качественно новый уровень социального взаимодействия — сотворчество и соразвитие, что открывает возможности включения семьи с проблемным ребенком в нормальную социальную жизнь.
Рабочее пространство психолога-реабилитолога организуется специально с учетом особенностей тех людей, с которыми приходится работать. Существуют специальные лифты для инвалидов, также и другие помещения спроектированы с учетом несовершенных возможностей потенциальных посетителей. Помещения должны быть большими и светлыми; цвета мебели, обоев и т.п. должны быть гармоничными. Кроме того, в распоряжении психолога должно быть обязательно несколько комнат: кабинет, где ведется прием клиентов, специальная комната для родителей, где они ожидают своих детей, игровая комната, где может проходить как диагностика, так и игротерапия. Этой комнате хотелось бы уделить особое внимание. Все здесь сделано с таким расчетом, чтобы ребенок, даже тот, у которого серьезные проблемы со здоровьем, чувствовал себя комфортно. Здесь нет острых углов, пол представляет собой мягкий ковер, в комнате много интересных игрушек. Ребенок быстро привыкает к новой обстановке и времяпрепровождение здесь становится для него приятным.
Внешность психолога также не должна быть отталкивающей. Приветливая улыбка — естественный спутник профессионального психолога. Конечно же, в таких центрах не могут работать психически нездоровые люди, т.к. подобная деятельность требует большой затраты не только физических, но и духовных сил. Тем не менее, большую радость психологу приносят успешные результаты его труда. В ходе своей профессиональной деятельности психолог может постоянно совершенствовать свои возможности, развивать профессиональные способности и личностные качества.
Помимо медико-психолого-социальных центров возрастные психологи успешно работают и в различных консультационных центрах по проблемам семьи и развития личности, гармонизации детско-родительских отношений. Все больше внимания уделяется психологической помощи и поддержке безработных, людей, ушедших на пенсию, и даже будущих мам. Таким образом, профессия возрастной психолог — это не только профессия школьный психолог, а профессия, занимающая огромное поле деятельности; профессия, которая помогает человеку развиваться гармонично с самых первых дней его работы и на протяжении всей жизни. А это очень важно. Ведь за гармоничным развитием отдельной личности стоит гармоничное развитие всего общества, а это так необходимо сейчас.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO