Ср. Июн 5th, 2024

На становление, характер и направленность лидерства непосред­ст­венно влияют внутренние побуждения человека к занятию руководя­щих пози­ций. Прояснить субъективные механизмы лидерства помогают психологиче­ские теории, в частности психоаналитическое объяснение лидерства. Как счи­тал основоположник психоанализа 3. Фрейд, в основе лидерства лежит по­давленное либидо — преимущественно бессозна­тельное влечение сексуаль­ного характера. Последователи Фрейда трак­туют либидо более широко — как психическую энергию вообще. В про­цессе сублимации (накопления и пере­хода в более высокие состояния) оно проявляется в стремлении к творчеству, лидерству и т.п.

У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъ­ективно-компенсаторные функции, позволяет подавлять или пре­одолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п. определённые психологические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное восприятие лидерства закладывается ещё в дет­стве, когда ребёнок нужда­ется в покровительстве и авторитете родите­лей.

Заметный вклад в развитие психоаналитического объяснения фе­номена внесли учёные Франкфуртской школы Э. Фромм, Т. Адорно и др. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых об­щественных условиях, порож­дающих массовые фрустрации и неврозы, состояния подавленности, гнету­щего напряжения, тревожности, безыс­ходности и отчаяния. У человека появ­ляется стремление убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной лично­сти власть является психологической потребностью, позволяющей из­бавиться от своих комплексов путём навязывания своей воли другим людям.

Обладание безграничной властью над другими, их полное подчи­нение доставляет такому человеку особое наслаждение. Оно выступает как форма своеобразного садизма. Одновременно авторитарная лич­ность имеет и мазо­хистские черты: при столкновении с превосходящей силой она раболепствует перед её носителем, восхищается и поклоня­ется ему. Слабость же других вы­зывает у неё презрение и желание уни­зить их.

Такой тип поведения в психологическом смысле служит проявле­нием не силы, а слабости. Авторитарная личность пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Эта личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равен­ства и демократии.

Эмпирические исследования, проведённые Адорно, подтвердили ре­альное существование авторитарного типа личности, выявили такие её черты, как эмоциональная сухость, неприятие гуманистических цен­ностей, религиоз­ный и политический консерватизм, неприязнь к переме­нам. Будучи руководи­телями, авторитарные личности не приемлют де­мократический стиль руково­дства, имеют склонность к распространению своей власти на личные отноше­ния с подчинёнными. За такого рода ли­дерами необходим жёсткий контроль.

Инструментальная и игровая мотивация

Психоаналитическое объяснение стремления к лидерству не ис­черпы­вает все типы таких мотиваций. Большинство людей не испыты­вает психоло­гического удовольствия от обладания властью и даже явно не стремится к неформальному лидерству. Сама по себе власть не яв­ляется для них ценно­стью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности.

Инструментальная мотивация лидерства наиболее распростра­нена в организациях. Она не сводится к стремлению обладать лишь ма­териальными благами и славой, а может иметь и духовно-нравственное содержание. Мно­гие лидеры, особенно неформальные, в своих дейст­виях руководствуются более высокими целями, мотивами нравственной ответственности за общее дело.

Существует игровая мотивация, она предполагает восприятие че­лове­ком руководства как интересной, захватывающей игры. В этом слу­чае глав­ным мотивом лидерства выступает само содержание управлен­ческой дея­тельности, связанное с общением и принятием порою более сложных и, ко­нечно, несравненно более важных решений, чем, скажем, при игре в шах­маты.

Этические принципы лидерства

Под этическим принципом понимается чаще всего практическое пра­вило, которое выступает руководством к действию лидера. Этиче­ский принцип может быть сведен к определенному высказыванию. Он соответствует этиче­скому благу.

Хозяйственное лидерство на предприятии отождествляется с управлен­ческой деятельностью, а последняя — с функциями менедж­мента. В основе классификации таких функций находятся задачи управ­ления. Самая важная из них состоит в соединении интересов капитала и труда — с одной стороны и системы предприятия с его внутренней и внешней средой — с другой сто­роны, При этом хозяйственное лидер­ство оценивается на основе следующих критериев:

  • решение существующей проблемы, задачи, ситуации;
  • реализация потенциала каждого сотрудника.

Оптимизация стратегии лидерства по каждому из этих критериев осуще­ствляется в рамках следующих принципов этики формального ли­дерства.

1. Право распоряжаться рабочей силой ни в коем случае не дает лидеру распоряжаться ею, как ему захочется.

Этот принцип следует из того, что трудовое соглашение, положе­ния об отдельных должностях, инструкции и другие документы, регла­ментирующие работу сотрудника, рассматривают лишь формальную структуру его деятель­ности. Иначе говоря, с покупкой рабочей силы ни в коей мере не связано рас­поряжение самим человеком. Распоряжение рабочей силой является не только экономической, управленческой, но и этической проблемой. Иногда предприниматель-собственник считает вправе применять формы насилия на «своем» (по его мнению) предпри­ятии, забывая, что предприятие принадле­жит также и его сотрудникам. Предприятие — это собственность владельцев с юридической точки зрения, но не с этической.

2. Этическое управление осуществляется только в процессе ком­муникаций.

Управленческая деятельность создает, как правило, социальную сис­тему формальных и неформальных коммуникаций. Естественно, су­ществуют руководители, которые, управляя, используют только фор­мальную структуру отношений. В таких случаях говорят не об «управле­нии», а о «приказах». Чтобы говорить об управлении, не надо противо­поставлять тех, кто отдает приказы, тем, кто выполняет приказы.

3. В основе управленческой деятельности лежит авторитет лич­но­сти.

Существенным для личностного авторитета является реверсивное об­щение. Действия являются реверсивными, если один партнер, направляющий их на другого партнера, не возражает про­тив такого же применения того же самого по отношению к себе. Этот принцип соответствует золотому правилу этики: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе».  Лично­стный авторитет осно­вывается на взаимном признании личностей.

4. То, что познается, всегда познается способом познающего.

Чтобы действовать этически ответственно, необходимо знать гра­ницы собственного восприятия, прежде всего по отношению к другим людям. Очень важно осознавать, что никогда не видишь и не понимаешь другого человека и его действия, ориентации, ценности так, как их видит и понимает он сам. По­этому любое познание и понимание другого чело­века и его действий будет принципиально и неизбежно искажено.

Тот, кто этого еще не осознал, никогда не сможет общаться с дру­гими людьми этически ответственно. Это распространяется и на руково­дящую дея­тельность, особенно в том случае, когда интересы, ожидания и настроения руководителей и подчиненных не совпадают, когда в от­ношениях присутст­вует антипатия или агрессивность.

5. Этическое лидерство всегда подразумевает соответствую­щее отражение.

Отражение предполагает неосознанное действие, когда один че­ло­век реагирует на другого человека. Не существует таких действий, где бы не про­исходило отражение.

Мы все стали теми, кем мы сегодня являемся, посредством соци­альных отражений. Наши потребности и эмоции, талант и система цен­ностей прояви­лись только в результате социального познания (положи­тельное отражение).

Другие люди, с которыми мы находимся в социальном контакте, всегда оказывают влияние на нас. То же самое, конечно же, действует и в обратном направлении. Это положение должно сделать наше поведе­ние в общении с другими людьми ответственным и осознанным. Наши слова и действия могут очень многое.

6. Этическое лидерство подразумевает распознавание и избега­ние барьеров общения.

Для действующего лидера барьеры общения превращаются в барьеры управления. От лидера можно ожидать, что он будет по воз­можности избегать таких барьеров, распознавать их и устранять, но у каждого руководителя су­ществуют границы его социальных (коммуника­ционных) представлений. В любом случае он должен быть коммуника­бельным.

Барьеры общения возникают всегда, когда действие, следующее за ак­том общения, не является приемлемым для обоих партнеров.

Какие же психические и/или социальные обстоятельства делают обще­ние невозможным или значительно усложняют его? Это прежде всего те об­стоятельства, которые исключают реверсивную коммуника­цию: постоянная или текущая антипатия, предубеждения, различные ин­тересы, настроения, ожидания, коммуникативные потребности, системы ценностей.

7. Этическое лидерство принимает во внимание моральные прин­ципы сотрудников.

Этически недопустимо принудить сотрудника к противоречащим его со­вести действиям либо наказать его материально за его моральные принципы.

8. Этическое лидерство поощряет отождествление себя с пред­при­ятием.

Структура предприятия, как правило, стабильна и мало подвер­жена из­менениям. В систему может войти только человек, вписываю­щийся в нее, в противном случае происходит де-факто выпадение из системы.

Хотя и в меньшей степени, но руководителя так же, как и сотрудни­ков, касается проблема «внутреннего увольнения», то есть реинтегра­ции из сис­темы. Некоторые просто переходят в относительно более ста­бильную сис­тему, хотя и становятся там плохими директорами.

В большей мере проблема внутреннего увольнения касается рабо­чих и служащих. Реинтеграция из системы имеет здесь разнообразные причины: сильное давление системы на работника, плохие отношения с непосредст­венным начальником, чувство, что с тобой обошлись нече­стно, и т.д.

Создание условий, которые будут облегчать работнику отождеств­ление себя с предприятием, целесообразно не только с экономической, но и с эти­ческой точки зрения.

9. Этическое лидерство принимает во внимание достоинство и свободу человека.

Признание собственного и чужого достоинства должно являться неотъ­емлемым требованием. Если же свобода и достоинство не нахо­дят своей реализации в данном сообществе, то управление дегенери­рует до этически недопустимой функционализации труда. Такой опас­но­сти под­вержено любое сообщество, которое организует свои действия преиму­щественно в институ­ционализированном виде.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO