Проведение реинжиниринга связано с решением сложных исследовательских задач и разработкой средств информацион­ной поддержки деятельности предприятия, поэтому невозможно без применения программных средств.

 Большинство современ­ных фирм при решении таких задач ориентируются на использо­вание CASE-технологий и средств быстрой разработки приложе­ний. Применяемые программные средства можно разделить на пять категорий.

  1. Средства создания диаграмм и инструментальные пакеты, например: ABC Flowcharter (Micrografx), Process Charter (Scriptor), Ithink (High Performance Systems). Эти средства имеют невысо­кую стоимость и могут использоваться при разработке моделей бизнес-процессов, представляемых в виде диаграмм. Они, как правило, не связаны со средствами быстрой разработки прило­жений.
  2. Средства построения потоковых моделей (Action-Workflow Analyzer, Process Architect), которые применяются для описания потоков работ. Они позволяют строить планы работы над проек­тами, но обычно не обладают мощными инструментами анализа получаемых планов.
  3. Системы имитационного моделирования (Modsim, Arena, Pro Model, ReThink, РДО) позволяют строить и анализировать мо­дели поведения исследуемых систем с помощью графических средств, специализированных библиотек и языков. Эта катего­рия средств имеет высокую стоимость и сложна в освоении.
  4. CASE-системы и средства быстрой разработки приложений (Framework, Designer 2000, System Architect) ориентированы на под­держку процессов создания компьютерных баз данных и прило­жений.
  5. Многофункциональные средства автоматизации реинжи­ниринга (WorkFlow Analyzer, ARIS Toolset, ReThink+G2) ориенти­рованы на профессиональных программистов и требуют специ­альной подготовки. Содержат программное обеспечение для под­держки различных стадий реинжиниринга и средства стыковки приложений, закрепленные стандартами серии IDEF.

Большин­ство этих средств позволяют осуществлять коллективную разра­ботку моделей.

Ни одна из перечисленных категорий программных средств не охватывает всего многообразия задач проектирования и реин­жиниринга, поэтому развитие методической и программной базы в этом направлении активно продолжается. Проектирование и совершенствование экономических систем сопряжено с решени­ем задач прогнозирования, структурного синтеза, коллективного выбора рациональных решений. Поддержку в решении этих про­блем могут оказать разработки в области нейросетевых и мультиагентных технологий, DM&KDD, экспертные системы и эволю­ционные алгоритмы.

Кратко остановимся на возможностях одной из самых пер­спективных многофункциональных систем ReThink+G2, разра­ботанной фирмой Gensym. В этой системе соединены графичес­кий объектно-ориентированный язык для описания моделей, средства имитационного моделирования с анимацией исследуе­мых процессов, интеллектуальные способы представления и об­работки экспертных знаний об исследуемых процессах.

Система ReThink является проблемно-ориентированным приложением, построенным на базе инструментального ком­плекса G2, который предназначен для создания экспертных сис­тем реального времени. Для представления моделей бизнес-процессов используются диаграммы, состоящие из блоков и со­единений. Блоками обозначают задачи, а соединения соответст­вуют потокам информации и материальных сущностей (напри­мер, товаров). Свойства блоков могут быть представлены точны­ми или случайными величинами. Система ReThink позволяет описывать модели с различной степенью детализации на основе иерархического представления. Процесс функционирования мо­делей демонстрируется средствами анимации. Для объективного сравнения проектов в системе предусмотрено формирование их стоимостных и временных характеристик. Кроме того, существу­ет возможность проверки гипотез типа «Что — Если» на основе реализации различных сценариев.

Система является открытой для добавления приложений и баз знаний.

Она ориентирована на коллективную работу с прило­жениями на основе архитектуры «клиент-сервер».

Следует отметить, что успех применения BPR (Business Process Reengineering) зависит от множества внешних условий, в которых работают предприятия, а также от ряда внутренних фак­торов. Проанализируем возможности применения BPR на отече­ственных предприятиях в современных условиях.

  1. BPR ориентирован на увеличение эффективности работы компаний в десятки раз. За счет чего это можно обеспечить? Здесь есть два основных источника: внедрение информационных технологий и повышение производительности труда. Существен­ный эффект от внедрения информационных технологий можно ожидать там, где управление было практически неавтоматизиро­ванным. При этом часто возникают проблемы, связанные с ошибками, допущенными в моделях и в программном обеспече­нии, отсутствием подготовленных кадров, с необязательностью производственных и коммерческих партнеров, быстро меняю­щейся правовой и налоговой базой и т.п. Что касается повыше­ния производительности и качества труда, то этот ресурс не бес­ конечен, поэтому трудно ожидать очень большого эффекта.
  2. На каких предприятиях возможно проведение BPR? Попы­таемся ответить на этот вопрос, помня о том, что, во-первых, на проведение BPR нужны немалые средства, а во-вторых, внедре­ние результатов BPR предполагает наличие кадров, которые спо­собны к выполнению новых задач и труд которых будет должным образом оплачиваться. Очевидно, к таким предприятиям нельзя отнести простаивающие заводы, бюджетные организации со скудным финансированием, предприятия ЖКХ и большую часть малого бизнеса. Следовательно, BPR по силам компаниям с хо­рошими финансовыми показателями, которые имеют возмож­ность привлекать квалифицированные кадры.
  3. Статистические данные о результатах проведения реинжи­ниринга для развитых стран свидетельствует о том, что далеко не во всех случаях они были успешными и что существенного повы­шения эффективности добиваются, как правило, компании с вы­сокими показателями своей управленческой деятельности. Полу­ чается, что там, где действительно есть серьезные проблемы с уп­равлением, таким способом их решить нельзя.

Все вышесказанное следует учитывать при выборе стратегии проектирования или совершенствования структуры предприя­тия. Многие из российских предприятий просто не готовы к про­ведению BPR, пока не сформированы стратегии их устойчивого развития, направления и виды деятельности, не обследованы ры­нок и состояние материальных и трудовых ресурсов. Если руководство предприятия понимает BPR как компьютеризацию уп­равленческой деятельности (весьма распространенная точка зре­ния), то оно должно разобраться прежде всего с тем, подходит ли предлагаемая система автоматизации для работы в конкретных условиях данного предприятия и каковы гарантии того, что она будет работать. Быть может, такой подход позволит избежать не­оправданных затрат огромных средств на технику, программное обеспечение и услуги консалтинговых фирм и исключит возмож­ность применения этой перспективной технологии в качестве инструмента для «отмывания денег».

Таким образом, ясное понимание целей и возможностей при­меняемых технологий проектирования, в частности BPR, являет­ся необходимым условием для правильного выбора стратегии и методов совершенствования экономических систем.