Пн. Апр 29th, 2024

Отношения, как психологический феномен, наряду с ценностями, являются также важным компонентом субъектности. Они характеризуют тот конкретный смысл, который имеют отдельные предметы, объекты, явления, люди, групп. Количество конкретных отношений, образующих смысловое богатство личности, безгранично.

Источником отношений является индивидуальный опыт, опосредованный смысловыми структурами — потребностями и ценностями. Например, если кто-то начинает чернить то, что для нас дорого, или мешает реализовать потребности, то формируется неприязнь к этому человеку, которую впоследствии нелегко преодолеть.

Отношения бывают разной степени обобщенности: наряду с отношениями к конкретным людям, формируются отношения к людям и обществу вообще, а также отдельные отношения: к старикам, друзьям, одноклассникам, кооператорам, политикам, воинам, учителям, врачам, русским, москвичам и т.д.

Важно учитывать не только характер отношений, но и признаки, используемые при их становлении.

Разные люди при описании одних и тех же объектов пользуются разными критериями и признаками. Это позволило американскому психологу Дж. Келли для обозначения системы критериев и признаков формирования отношений предложить использовать понятие «конструкты». Дж. Келли заметил важный факт, что смысл для человека существует в терминах его конструктов, как правило полярных: ученик умный или глупый, книга интересная или неинтересная, работа легкая или трудная, погода сырая или сухая, теплая или холодная, друг хороший или плохой, случай опасный или безопасный, сотрудник удобный или неудобный. Любой смысловой конструкт соотносит конкретные явление с какой-то личностной ценностью, потребностью, смыслом. Поэтому по используемым человеком конструктам можно определить и его базовые ценности, потребности и смыслы.

Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность

Каковы же психологические характеристики свободы и ответственности личности?

Хотя о свободе личности написано немало строк, приблизиться к пониманию ее механизмов не так-то просто. Свобода — это возможность личности поступать в соответствии со своими ценностями и интересами. Свобода личности идет «рука об руку» с ее ответственностью как осознанием человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью. Ответственность — это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами.

Ответственность личности является важнейшей составляющей человеческого достоинства и чести. Свобода и ответственность личности тесно взаимосвязаны. С одной стороны ответственность выступает предпосылкой свободы, с другой — свобода может быть осознана и понята человеком лишь в ходе активности. Несмотря на это, механизмы ответственности и свободы различны.

Пути становления свободы — это обретение права на активность и выбор ценностных ориентиров. Путь становления ответственности — это переход регуляции активности извне вовнутрь. Их интеграция связана с обретением личностью ценностных ориентиров и свидетельствует о переходе человека на новый уровень отношений с миром — уровень самодетерминации — и выступает предпосылкой и признаком социальной субъектности.

С психических позиций быть свободным — значит быть свободным от причинных зависимостей, от настоящего и прошлого, черпать свои силы в воображаемом и планируемом будущем, преодолевать препятствия на пути к достижению цели, изменять себя, иметь возможность и умения делать выбор: т.е. быть интенциональным.

Свобода делает личность самостоятельной, творческой, повышает ее самоценность, создает условия для формирования человеческого достоинства и чести. Несвобода личности проявляется обычно в «метании из стороны в сторону», нерешительности, неспособности достичь цель, изменить ход событий, ситуаций, понять причины их неудач и др.

Представление уровней субъективности человека по рефлексии

Рефлексии — это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексии «поворачивают» сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания.

Рефлексия — это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексий достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то — это значит это «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить».

Мир рефлексий разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексий является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексии обеспечивают осмысление прошлого и предвосхищение будущего.

См. Демина Л.Д. Социальные процессы в регионах экологического неблагополучия и проектирование деятельности социологов. Барнаул, 1996; Социология на пороге ХХI века. М., 1994. и др.

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO