Пт. Апр 5th, 2024

Механизм идентификации получил свои истоки в психоанализе З. Фрейда. Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом. Она сопровождается стремлением человека походить на того, кого он любит, обожает, боготворит.

Специфические свойства и качества другого человека, его выражение лица, манера разговора, походка, стиль поведения — все это копируется и воспроизводится тем, кто стремится походить на своего кумира.

Сначала ребенок идентифицирует себя с родителями, затем с воспитателями в детском саду, учителями в школе.

Известно, что дети лучше изучают тот предмет, преподаватель которого пользуется у них любовью и уважением. Подростки идентифицируют себя с героями улицы, в юности — с литературными героями, знаменитыми личностями.

В классическом психоанализе под идентификацией понимается самое раннее проявление чувств, эмоциональной связи с другим лицом. Ребенок привязывается к матери или к отцу или замещающим их лицам, он старается походить на них и благодаря идентификации происходит формирование поведения и свойств личности, взятых за образец.

Идентификация тесно связана с механизмом интроекции, т.е. включением внешнего мира во внутренний мир человека. Последняя больше связана с ментальностью, в отличие от идентификации, которая ситуативна и поддерживается поведенческими, экспрессивными особенностями. Взаимосвязь эта обусловливается тем, что процесс отождествления одного лица с другим может происходить одновременно с вовлечением личностью любимого объекта в собственные переживания. С возрастом круг лиц, в которых человек видит объект идентификации, расширяется и объект может терять свою привлекательность и субъективную значимость для личности.

Выделяют следующие виды идентификации:

  • Анаклитическая идентификация — идентификация, при которой индивид знает, что сдержавшись, не совершив какое-то действие получит награду, одобрение.
  • Идентификация с агрессором — безосновательное уподобление угрожающему объекту, тому, который вызывает страх и тревогу.

Оба вида идентификации обычно сосуществуют вместе. Так, во взаимодействии с одними людьми, индивид старается избежать наказания, а в общении с другими, выполняя их требования, стремится получить награду.

К одной из специфических форм идентификации можно отнести защитный механизм, называемый играние роли, хотя часть авторов предпочитают рассматривать этот механизм как самостоятельный.

Играние роли

В основе играния роли лежит установление контроля над окружающими с целью снятия с себя ответственности, получения определенной выгоды (награды), повышения собственной значимости и обеспечения собственной безопасности и спокойствия с помощью установления шаблона поведения, который не изменяется в новых условиях. М.Е. Литвак приводит такие примеры.

Учитель, считающий, что он все время должен «сеять разумное, доброе, вечное», играет роль учителя в любой ситуации, а не только на школьном уроке. Тогда он становится невыносимым в семье, неприятным при неформальном общении на дружеских встречах, вступает в конфликты с незнакомыми детьми и их родителями в общественных местах, делая замечания детям и упрекая родителей за то, что те не следят за своими детьми. Военный, играя роль, начинает по уставу воспитывать жену и детей. Лектору, если он в роли, не задашь дополнительного вопроса.

Всем работающим знакомы начальники, которые никак не могут выйти из роли…

Как и при других формах психологической защиты, играние ролей предохраняет от «уколов», но одновременно лишает личность теплых взаимоотношений, так необходимых ей для благополучного существования. Изменение к лучшему объективных условий жизнедеятельности мало что меняет в лучшую сторону в судьбе человека, находящегося в роли.

Так, женщина в роли Жены Алкоголика сколько бы раз не выходила замуж, все равно будет жить с алкоголиком. А Золушка, если не выйдет из роли, никогда не избавится от грязной и тяжелой физической работы.

В отличие от других психологических защит, играние роли позволяет человеку использовать внешний ресурс для защиты внутренней проблемы с целью обезопасить себя и даже получить определенную выгоду, когда индивид идентифицирует себя с выполняемой ролью.

Например, механизм играние роли описывается Э. Берном в его теории игр. Основным принципом этой теории является следующий постулат: любое общение полезно или выгодно для людей.

Берн считает, что рассматривать игру следует с позиции защитных механизмов, вознаграждений (награды), идентификации. Он выделяет следующие вознаграждения: снятие напряжения, избегание психологически опасных ситуаций, получение «поглаживаний», сохранение достигнутого равновесия. Кроме того, Э. Берн считает, что у каждого человека есть свой набор определенных поведенческих схем (ролей), который соотносится с психическим состоянием человека (Взрослый, Родитель, Ребенок).

Игра — это сфера скрытых трансакций, имеет и скрытый мотив, и цель, которые всегда бессознательны. Он выделяет ряд типичных, часто встречающихся игр: игры на всю жизнь, супружеские игры, игры в компаниях, сексуальные игры и др.

Действие данного защитного механизма описано и в теории манипуляций Э. Шострома, который отмечал, что манипуляция — это маска, которую человек надевает для игры, это способ скрыть истинные чувства, это сваливание своей вины на других. Идентификация с другими, так как играние роли для манипулятора — это образ жизни. По его мнению люди боятся быть такими, какие они есть, они стремятся управлять и быть управляемыми. Автор полагал, что манипулятор — это искусный игрок с жизнью, который постоянно стремится скрыть свою пустую карту. В каждом человеке несколько манипуляторов. В разных ситуация преобладает то один, то другой. Э. Шостром выделил несколько основных типов манипуляторов: директор, тряпка, хулиган, калькулятор, прилипала, славный парень, судья. Например, манипулятивная роль мужчины-победителя скрывает то, что ему не важны отношения с женщиной, а важно под видимой силой скрыть свою внутреннюю слабость.

Э. Шостром во многом основывается на работах Э. Фромма, который поднял проблему технократической цивилизации — развитие человечества. Фромм писал, что большинство современных людей скрывают свои внутренние искренние тенденции и вследствие этого становятся не способны быть, т.е. проживать свою жизнь. Они искусственно существуют, «имея» плоды современной цивилизации и «избегая» свободы.

Также косвенное рассмотрение данной проблемы можно увидеть и у К.Г. Юнга при описании такого структурного компонента личности, как «персона». Персона — это маска, с помощью которой человек взаимодействует с миром. Опасность заключается в том, что люди становятся идентичны своим персонам, идентифицируясь с ними, играя довольно «жестко» прописанные роли. Выход из положения — разрушение игр, психологические приемы которого и представлены в работах Э. Берна, Э. Шострома, Э. Фромма и др.

Для всех психологических защит личности, основанных на инверсии, характерно наличие тенденции фиксированного «поворота», обращение той или иной направленности психической деятельности в какую-то иную сторону, обычно прямо противоположную первоначальной.

В современной литературе выделяются различные виды инверсионных защитных механизмов. Рассмотрим некоторые из них:

  • реактивное образование,
  • обратное чувство,
  • формирование реакции,
  • мартиризация,
  • образование симптомов.
Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO