Вс. Апр 7th, 2024

В настоящее время для структурирования знаний использу­ются структурный и объектный подходы. Структурный подход основан на идее алгоритмической декомпозиции, где каждый модуль системы выполняет один из важных этапов общего про­цесса.

В рамках структурного подхода разработано большое чис­ло выразительных средств: диаграммы потоков данных, структу­рированные словари (тезаурусы), языки спецификаций систем, таблицы решений, стрелочные диаграммы, диаграммы перехо­дов, деревья целей, средства управления проектом (PERT-диаграммы) и др.

Объектный (объектно-ориентированный) подход связан с объ­ектной декомпозицией, при которой каждый объект рассматри­вается как экземпляр определенного класса. К базовым поняти­ям этого подхода относятся следующие:

  • Абстрагирование, которое М. Шоу определил как упро­щенное описание системы, где выделяются наиболее существен­ные для рассмотрения свойства и детали, а незначительные ас­пекты опускаются. Абстрактное представление реальности отражено моделью сущности (объект) и моделью поведения (ме­тод). Объекты соответствуют понятиям предметной области. Методы представляют собой операции, которые можно выпол­нять над объектами.
  • Класс — множество объектов, связанных общностью струк­туры и свойств.
  • Иерархия — упорядоченная система абстракций (классов).
  • Наследование — такое соотношение между классами, когда один класс использует структурную или функциональную часть другого класса (или нескольких других).
  • Типизация — ограничение, накладываемое на класс, которое препятствует взаимозаменяемости объектов, принадлежащих различным классам.
  • Модульность — свойство системы, связанное с возможнос­тью ее декомпозиции на ряд взаимосвязанных частей (модулей).
  • Инкапсуляция — ограничение доступа к внутренней структу­ре и механизмам функционирования объекта.
  • Полиморфизм — возможность наделения объекта различны­ми свойствами и стратегиями поведения.
Иными словами, одно имя может соответствовать различным классам объектов, входящим в один суперкласс. Следовательно, объект, обозначенный этим именем, может по-разному реагировать на некоторое мно­жество действий.

В настоящее время развивается объектно-структурный под­ход к структурированию знаний на основе обобщения существу­ющих подходов. Основная идея объектно-структурного под­хода связана с проведением последовательного объектно-струк­турного анализа информации о рассматриваемой предметной об­ласти, для представления которой используется стратифициро­ванная модель (табл. 1.1). В процессе объектно-структурного анализа происходят выделение и структуризация понятий с при­менением разнообразных методов анализа знаний.

На стадии структурирования знаний предметной области не­обходимо решить следующие задачи: составление словаря ис­пользуемых терминов; выявление понятий и их атрибутов; выяв­ление связей и определение отношений между понятиями; дета­лизация и обобщение понятий; построение обобщенной структу­ры знаний предметной области.

Первым шагом структурирования знаний является определе­ние входных и выходных данных, которые в дальнейшем будут детализироваться и уточняться. На основании этих данных, а также по результатам анализа протоколов сеансов извлечения знаний составляется набор ключевых слов (терминов), в процес­се обработки которого выявляются объекты, понятия и их атри­буты. Под понятием подразумевается обобщение предметов не­которого класса по специфическим признакам.

Таблица 1.1

Стратификация знаний предметной области

Уровень страты Категория знаний Вид анализа знаний
1 2 3 4 5 6 7 8 ЗАЧЕМ КТОчто

КАК ГДЕ КОГДА ПОЧЕМУ СКОЛЬКО

Стратегический анализ: назначение и функции системыОрганизационный анализ: коллектив разработ­чиков системы

Концептуальный анализ: основные принципы, понятийная структура

Функциональный анализ: гипотезы и модели принятия решений

Пространственный анализ: окружение, оборудо­вание, коммуникации

Временной анализ: временные параметры и огра­ничения

Причинно-следственный (каузальный) анализ: формирование подсистемы объяснений.

Экономический анализ: ресурсы, затраты, при­быль, окупаемость

Формирование понятий — серьезная проблема. Для выявления понятий исполь­зуются традиционные методы распознавания образов и класси­фикации, а также нетрадиционные методы, базирующиеся на ме­тодологии инженерии знаний. Наиболее распространенными методиками выявления объектов и понятий являются:

  • методика формирования перечня понятий;
  • интервьюирование специалистов;
  • составление списка элементарных действий;
  • составление оглавления учебника.

Практическое использование этих методик показало, что на­иболее результативными из них являются методики интервьюи­рования и составления оглавления учебника.

Существует мнение, что теория понятий есть только в од­ной науке — математике, где возможно их строгое определение. В гуманитарных науках определения понятий чаще всего отсутст­вуют, следовательно, там вместо понятий приходится иметь дело с идеями. Для строго определенных понятий существуют языки, способные выразить связи между ними, но для описания связей между идеями таких языков пока нет.

Отношения между понятиями могут иметь различную приро­ду: «целое-часть», «причина-следствие», доминирование, вре­менные и пространственные отношения, ситуативные, ассоциа­тивные, функциональные и др. Выявление связей и отношений между понятиями является сложной задачей, для решения кото­рой используются разнообразные средства. Многие инженеры по знаниям сами изобретают различные методы и приемы в процес­се работы с экспертом. К таким методам можно отнести «сорти­ровку карточек» и построение замкнутых кривых. Один из современных подходов к представлению взаимосвязанных струк­тур знаний основан на использовании сценариев, которые строят­ся по аналогии с организацией человеческой памяти, где все зна­ния объединены связями различных типов. Сценарии состоят из фрагментов (сцен), связанных пространственными или времен­ными отношениями. Элементы знаний из фрагментов могут быть связаны отношениями различной природы: функциональ­ными, ассоциативными, ситуативными, причинно-следственны­ми и др.

Процедуры обобщения и детализации понятий плохо форма­лизуемы и требуют от экспертов и аналитиков высокой квалифи­кации. Иерархическое представление знаний требует установле­ния отношений между понятиями внутри каждого уровня иерар­хии и между ними. Заключительным этапом структурирования знаний являются анализ возможных цепочек рассуждения и вы­работка правил принятия решений, которые позволяют объеди­нить сформированные понятия и отношения в динамическую модель знаний предметной области.

Последовательность структурирования знаний зависит от особенностей конкретной области и от наработанных для рас­сматриваемой категории знаний предметно-ориентированных методов структурирования.

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO