Вс. Апр 7th, 2024

Рассмотрим проблемы приобретения знаний интеллектуаль­ными информационными системами. Процесс приобретения знаний называется обучением. Большинство обучающихся сис­тем, разработанных до настоящего времени, ориентировано на воспроизведение компьютером механизмов приобретения зна­ний, свойственных человеку.

Несмотря на ряд успехов в этой об­ласти, проблема сложного эвристического обучения интеллектуальных систем до сих пор не решена. С ее решением ряд исследо­вателей связывает надежды на то, что обученные компью­теры смогут создавать программы и генерировать решения луч­ше, чем это удается человеку.

Смысл процесса машинного обучения можно пояснить сле­дующим образом. В процессе повторения однотипных экспери­ментов происходит модификация программной системы, в ре­зультате которой система демонстрирует на следующем этапе экспериментов результаты лучшие, чем прежде.

Мы уже говорили о том, что приобретение знаний реализует­ся с помощью двух функций: получения информации извне и ее систематизации. В зависимости от интеллектуальных способнос­тей ИИС возможны разные формы приобретения знаний и пред­ставления исходной информации.

В книге японских специалистов по инженерии знаний предложена следующая классификация этапов обучения, соответ­ствующих способностям компьютерных систем к формализации.

A. Получение информации без логических выводов

  • Ввод программ.
  • Ввод фактических данных.

B. Получение знаний извне

  • Получение готового набора знаний, представленных во внутреннем формате.
  • Получение знаний во внутреннем формате в режиме ди­алога.
  • Получение знаний во внешнем формате и их понимание.

C. Обучение по примерам

  • Параметрическое обучение.
  • Обучение на основе выводов по аналогии.
  • Индуктивное обучение.
  • Обучение нейронных сетей.

D. Приобретение знаний на метауровне

Методы категории А можно назвать обучением без выводов или механическим запоминанием.

Здесь полученная информа­ция используется для решения задач в том же виде, в котором по­ступает в систему.

В методах категории В внешняя информация поступает в компьютерную систему в форме знаний, следовательно, ее мож­но использовать в процессе логического вывода. Примером та­кой информации являются правила, поступающие в ЭС продук­ционного типа. В интеллектуальной системе необходимо иметь функцию преобразования поступающих знаний в формат, удоб­ный для дальнейшего использования. Эту функцию выполняют редакторы знаний, которые, в отличие от редакторов данных в БД, не только корректируют поступающую информацию, но и выполняют проверку знаний, содержащихся в БЗ, на наличие конфликтов (противоречий) с новыми знаниями.

Если знания поступают в ИИС во внешнем формате, то кроме преобразования и редактирования возникает задача их понимания. Такие проблемы характерны для систем с ЕЯ-интер­фейсом.

Одной из актуальных проблем ИИ является операционализация знаний, связанная с пониманием, преобразованием и использованием советов и подсказок, которые человек сообщает интел­лектуальной системе в ходе решения конкретных задач. Советы и подсказки, поступающие в систему на естественном языке в терминах предметной области, необходимо преобразовывать в процедуры, ориентированные на выполнение определенных действий.

Категория С принципиально отличается от А и В тем, что ин­теллектуальные системы приобретают знания самостоятельно, выполняя сбор отдельных фактов, их обобщение и систематиза­цию. В процессе решения задач определенного класса (приме­ров) компьютерная система выявляет понятия, выбирает формат их представления и проводит структуризацию. Подобные задачи вызывают сложности и у человека.

Проблемы понимания и преобразования знаний характерны для категорий В и С, причем последняя отличается наличием процедур обобщения, примерами которых являются замена по­стоянных атрибутов языка (констант) на переменные, исключе­ние описаний с ограниченным применением, индукция, абдук­ция и др.

Способы обобщения тесно связаны с языком представ­ления знаний в ИИС.

Параметрическое обучение — самая простая форма в категории С. Оно заключается в определении общего вида правила, форми­рующего результат вывода, и в последующей корректировке вхо­дящих в него параметров, зависящих от конкретных данных. Пример обучающейся системы такого типа — известная эксперт­ная система Meta-Dendral, предназначенная для построения структурных формул химических соединений на основе данных масс-спектрального анализа. В ней выводятся новые пра­вила путем коррекции уже заложенных в БЗ продукций.

Обучение по аналогии базируется на гипотезе о том, что «если две ситуации подобны по нескольким признакам, то они подоб­ны еще по одному признаку». Подобие ситуаций распознается на основе обобщенной меры совпадения значений важнейших при­знаков, с помощью которых описаны ситуации.

Вопросы приобретения знаний на метауровне актуальны на со­временном этапе развития ИИ, так как связаны с выработкой стратегий управления процессом решения задач в ИИС. Это на­правление активно развивается, но здесь пока не выработано устойчивых представлений и апробированных моделей. Вопросы приобретения метазнаний частично затрагиваются в новых на­правлениях Data Mining и Knowledge Discovery, которые связаны с извлечением знаний из данных и будут рассмотрены ниже.

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO