Конвергентное мышление (лат. convergere – сходиться) — форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.
Дивергентное мышление (лат. divergere – расходиться) — форма мышления, которая основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.
В качестве основы для оценки дивергентного мышления часто используют кубическую модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В конкретных психодиагностических методиках оказываются задействованы, прежде всего, следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:
1. Образная беглость (образное — элементы).
Тесты:
2. Легкость словоупотребления (символическое — элементы).
Тесты:
3. Легкость воспроизведения идей (семантическое — элементы).
Тесты:
4. Образная гибкость (образное — классы). Тест „классификация“ — дано несколько фигур, которые надо распределить на классы.
5. Символическая гибкость (символическое — классы). Тест „группировка чисел“ — дано несколько чисел, которые надо распределить на классы.
6. Варианты употребления (семантическое — классы).
Тесты:
7. Дивергентная символическая продуктивность (символическое — отношения).
Тесты:
8. Легкость в использовании ассоциаций (семантическое — отношения).
Тесты:
9. Дивергентная образная продуктивность (образное — системы). Тест „конструирование предметов“ — из 5 фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна).
10. Дивергентная символическая продуктивность (символическое — системы).
Тесты:
11. Легкость выражения (семантическое — системы).
Тесты:
12. Образная адаптивная гибкость (образное — преобразования). Тест „спички“ — дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация.
13. Семантическая адаптивная гибкость (семантическое — преобразования).
Тесты:
14. Образное совершенствование (образное — выводы).
Тесты:
15. Символическое совершенствование (символическое — выводы). Тест „фиксированные слова“ — из букв, входящих в предложенные 2 слова, составить пары новых слов.
16. Семантическое совершенствование (семантическое — выводы).
Тесты:
17. Особые операции.
Тесты:
Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…
Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…
В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…
Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…
Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…
Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накопленную в конденсаторе, можно определить…