До Гегеля логика, как правило, рассматривалась как наука о субъективных формы мышления. Гегель не отрицает существования такой формы дисциплины, ее полезности для познания, называет ее наукой об элементарных формах и законах правильного мышления — формальная логика. Гегель пытается преодолеть субъективистского толкования логических форм и даты их объективное толкование как форм живого, реального содержания, форм развития всего конкретного содержания мира и его познания. Поэтому он ставит перед логической наукой универсальное задача исследовать все общие закономерности развития познания, мышления как первоосновы всего существующего.

Гегель разделяет свою логику на объективную, в которую включает учение о бытие и сущность, и на субъективную логику — учение о понятии (внешне похожую на традиционную формальную логику, хотя это разделение и носит условный характер). Вся логика, по его мнению, имеет объективное значение, совпадает с наукой о вещах, постигаемых в мыслях.

Наука о бытии, по Гегелю, рассматривает действительность, которая дана человеку в его чувственном восприятии. Синтез чувственного восприятия происходит в деяниях, которые превращают фрагменты представлений о бытии в единую целостную действие по внесению изменений в действительность.

Наука о сущности доказывает, что действия могут строиться не только при использовании данных органов чувств. Сознательные изменения бытия могут осуществляться в результате использования понятий о чувственно не дано — сущность. Каждый предмет состоит из двух основных свойств: быть внутренне дифференцированным, составляющим из разных частей, свойств и быть целым, единым, неделимым при взаимодействии с другим предметом. Осознание факта, что предметы внутренне дифференцированные, а вместе с этим — единственные, позволяет использовать их, учитывая чувственно не данные свойства для чувственно данных изменений и, наоборот, истина заключается в том, чтобы понимать предмет как целое.

Учение Гегеля о понятии углубляло аристотелевскую теорию о форме, которая формирует иные формы. Все сущее, находится в процессе формирования еще несуществующего. Вместе с этим несуществующее находится в форме понятия в существующем в зачаточном состоянии. Поэтому владение понятием позволяет рассматривать существующее как уже несуществующее, недействительно, умирающее бытие. Действительное бытие, то, которое пробивает себе дорогу в существующем (которое определяет суть того, что есть, потому что будет) граничит с случайностью, теми условиями, обстоятельствами, которые никогда не воссоздаются, исчезнут как леса после постройки храма.

Истинное бытие всегда есть интегрирующий результат разнообразия прошлого, поэтому понятия о нем дается в форме конкретной идеи будущего.

Гегель развивает диалектическую мысль о том, что любое начало есть неразвитый результат, а результат является развитым началом. Мышление начинается с ощущения, происходит из эмпирии, но это только исходный уровень мышления, начальный этап своей деятельности. Мысли, понятия, категории, исследуются Гегелем, образуют ступени мышления, что само себя определяет.

Имеющиеся общие понятия находятся в непрерывном движении, в переходах от одних к другим вплоть до противопоставления самих себе. В противопоставлениях понятий открывается свойство мышления осуществлять переходы от одного к другому. Развитие понятий происходит путем перехода от односторонности, абстракций, бедных содержательно, к понятиям, богатых разноплановым содержанием.

Гегель рассматривает общие понятия, исторически сложившиеся в процессе познавательного развития, такие, как бытие, ничто, становление, качество, количество, предел, сущность, тождество, различие, противоположность, противоречие, необходимость, случайность, возможность и действительность подобное. Гегелю удалось доказать, что все общие понятия взаимосвязаны между собой, что они фиксируют различные степени углубления человеком понимания сущности всего существующего.

Логика Гегеля является системой, логическая конструкция и смысл его развиваются путем движения от абстрактного (бытия) к конкретному (идея). Этот метод движения логической науки представляется Гегелю движением самой объективности.

Гегелевская идея развивает сама себя по правилам диалектической триады: тезис — антитезис — синтез. Каждая логическая категория, как и каждый раздел всего курса логики, как и каждая часть философской системы, в целом развиваются триадичная порядком: бытие — сущность — понятие, чувствительность — рассудок — разум, единичное-особенное-всеобщее… Триадичность самодеятельности понятие — это принцип гегелевской философии, следует из его диалектического метода. Диалектический синтез противоположностей осуществляется либо покорением противоположных сторон, категорий третьей, высшей (причина — действие — взаимодействие), либо установлением субординации (Соподчинение).

Гегель отличал два подуровня диалектической логики: розсудкову диалектику, которая способна свести вместе и противопоставить противоположные начала, но не может их синтезировать, показать их взаимопереходы, и разумную диалектику, что умеет это сделать. Развитие последней является крупнейшим историческим достижением Гегеля. Обобщенным выражением разумной диалектики стали три основных закона: перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания.