Пн. Фев 5th, 2024

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переход количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачках, отрицании отрицания и т. д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин «диалектика» в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривает материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.

Итак, что же такое диалектика? Диалектика — это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика — это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает непрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная — это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такая: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.

Говоря о истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже в этом Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

В средние века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, потому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом.

Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля — это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу.По Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования» и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.

К. Маркс не сразу пришел к материалистической диалектики, хотя размышления о диалектике есть в его ранних работах, в подготовительных тетрадях к докторской диссертации. Разработка принципов, категорий и законов диалектики шла рядом с освоением рационального содержания и критикой идеалистической диалектики Гегеля. В чем же отличие диалектики Гегеля и диалектики Маркса?

«Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, — писал Маркс, — ведь я — материалист, а Гегель — идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это как раз и отличает от нее мой метод «. (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 32. С. 448.).Поэтому, по мнению К. Маркса, задача состояла в том, чтобы перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно.

Более подробно анализ противоположности диалектики Гегеля диалектике Маркса будет осуществлено в процессе рассмотрения законов и категорий диалектики. Здесь же следует особо подчеркнуть, что диалектика есть не только наукой, но и методом познания мира. Что такое метод?

В общем плане метод познавательной деятельности — это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования — субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им есть выработанные на основе этих законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний.

Единство мира предполагает существование общих приемов и способов познания, общих методов. Таким общим методом и есть диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательной деятельности.

Однако в истории развития философского метода, кроме диалектического, существует и другой альтернативный метод — метафизический.

Под метафизикой понимаются обучения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем — вне связи друг с другом.Движение и развитие метафизики возводят чаще всего к чисто количественным изменениям.

С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектики. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, наоборот, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же или отрицает развитие, или упрощает его, сводя, в частности, в круговорот. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика — во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей. считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете часто приходит к идее первотолчка.

Следует сказать, что метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан с определенной, начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими.

Это соответствовало эпохе, когда естествознание занималось, главным образом, накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Но разложение вещей на отдельные части, классы правомерно только в ограниченных пределах, когда необходимо выделить отдельный предмет из общей связи явлений, разделить целое на части. Это необходимый и оправданный метод исследования, но за ним должен следовать второй — выявление связей и отношений, общих закономерностей и противоречий, от чего метафизика уже отказывается, неправомерно останавливаясь на полпути. Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности.

Метафизика нередко проявляется в виде преувеличения момента устойчивости, покоя, что приводит к оправданию застоя, к догматизму. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является отказ от признания конкретности истины, т.е. зависимости от условий, времени и места. Положения, бывшие истинными для своего времени и обстоятельств, догматик превращает в неизменные догмы, якобы пригодные на все времена и для всех народов. В результате догматизм ведет к застою в научной мысли и общественной деятельности.

Кроме того, абсолютизация изменчивости, движения, отрицание всякого, в том числе и относительного покоя ведут к релятивизму. Ярким примером релятивизма может служить высказывание древнегреческого философа Кратил, который говорил, что нельзя не только дважды, но и один раз ступить в одну и ту же реку. Этот философ преувеличивал изменчивость вещей, за которой терялись их относительная устойчивость, постоянство, равновесие.

Говоря о диалектике, мы определили ее прежде всего как учение о всеобщей связи явлений и их развития. В этой характеристике выделяются два главных принципа диалектики — всеобщая связь и развитие. Поэтому следующий важный вопрос, который следует рассмотреть, это сущность принципов диалектики.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO