Психология

Развитие психологии в учениях мыслителей Арабского Востока, средневековой Европы и эпохи Возрождения (с V в. до XVII в.)

В средние века и в эпоху Возрождения продолжалось развитие психологии в рамках учения о душе. С точки зрения развития психологии целесообразно выделить: учение Блаженного Августина, достижения в арабо-язычной науке, учение П. Абеляра, возникновение томизма, учение Р. Бэкона, появление номинализма, эмпирико-натуралистические концепции эпохи Возрождения в Италии и Испании, учение Ф. Бэкона.

Рассмотрим основные положения их учений, имеющие значение для психологии.

Августин Блаженный Аврелий (354-430) — епископ и христианский мыслитель, автор «Исповеди» и «Монологов».
Основные психологически значимые идеи: без веры нет знания, нет истины; наиболее достоверное знание — это знание о том, что я мыслю, и что я существую; душа бессмертна, так как бессмертны идеи, возникшие в ней; душа существует вне пространства; идеи даны душе от рождения; существует семь ступеней души: 1) растительная; 2) животная; 3) человеческая (обладает памятью и речью); 4) характерно стремление к добру; 5) «очищенная душа», свободная от страха смерти; 6) стремится к Богу, т.е. к созерцанию истины; 7) поглощена Богом, т.е. полным созерцанием истины. Это есть подлинная цель души, остальное — «суета сует». Обыкновенные же люди выбирают более простой путь — веры в авторитет; в извлечении знаний из души большое значение Августин придавал воле человека; воля управляет как телесными, так и душевными процессами; заложил основы учения, которое впоследствии будет названо волюнтаризм.

Пьер Абеляр (1079-1142) — французский философ и теолог, автор сочинений «История моих бедствий», «Да и нет», «Диалог между философом, иудеем и христианином». Абеляр пользовался во Франции большой популярностью, и когда за свои взгляды он был изолирован от общества (пустынь в округе Труа), к нему стекались ученики со всех концов Франции.
Основные психологически значимые идеи: вера в Бога должна основываться на разумном понимании: «Понимаю, чтобы верить»; внес вклад в развитие логики и диалектики; истина открывается только разуму; человек несет ответственность за свои поступки; добрым или злым поступок делают намерения; слово есть лишь обозначение сущности, а значение слова уже существует в божественном уме.

В 832 г. в Багдаде открылся «Дом мудрости». Среди ученых арабского Халифата выделяются Авиценна (Ибн-Сина), Альгазен (Ибн аль-Хайсам), Аверроэс (Ибн-Рушд).

Авиценна (Ибн-сина Абу Али) (980-1037) — средневековый таджикский философ, врач и ученый, известный в арабском мире. Сыграл большую роль в распространении среди арабов научного наследия античного мира.
Его основные психологически значимые идеи: в трактате «Канон врачебной науки» вывел положение о зависимости психики от работы мозга; признавал бессмертие души; признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия вещей; разработал теорию двух истин, согласно которой существуют две параллельные истины — вера и знание; внес вклад в изучение влияния сильных эмоциональных переживаний на организм животных и человека; изучал связь между физическим развитием и психическими особенностями человека; важное значение придавал воспитанию; зачинатель возрастной психофизиологии (изучал психофизиологические изменения у детей); проводил опыты, показывающие зависимость состояния здоровья от эмоциональных состояний. Так, он определил, что стало причиной аффекта молодого юноши, называя возможные причины и прощупывая изменения пульса. Впоследствии этот метод назовут ассоциативным экспериментом. Кроме того, он провел опыт, заключающийся в том, что двух баранов одинаково кормили, но рядом с одним из баранов был привязан волк. В результате этот баран стал быстро худеть и умер. Этот опыт можно считать началом изучения психологии стресса.

Альгазен (Ибн Аль-Хайсам) (965-1039) — арабский ученый.
Его основные психологически значимые идеи: внес большой вклад в развитие научных представлений о природе зрительного восприятия, которое он рассматривал с точки зрения законов оптики; различал непосредственный эффект воздействия на глаз световых лучей и бессознательную умственную переработку зрительных ощущений, на основе которых создается образ предмета; способствовал развитию идей Аристотеля, Евклида и Галена.

Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198) — арабский философ и врач, жил в Испании, захваченной арабами.
Основные психологически значимые идеи Аввероэса: душа каждого человека обладает индивидуальностью; тело воздействует на душу через чувственность; каждый человек способен воспринимать божественный разум; разум и душу рассматривал как самостоятельные инстанции; считал душу смертной, а разум — бессмертным; большое значение придавал познанию природы вещей и души; открыл роль сетчатки глаза как чувствительной части глаза (до него это свойство приписывалось хрусталику); различал «рациональную» религию, доступную образованным, и образно-аллегорическую религию, доступную всем (так называемое учение о двойственной истине); выделял у людей три главных способности: к риторике, диалектике и аподейтике (философствованию); вернул Европе идеи Аристотеля (современники называли Аверроэса «великим комментатором» Аристотеля: Аристотель объяснил природу, а Аввероэс объяснил Аристотеля).

В XIII веке появилось учение Фомы (Томаса) Аквинского (1225/1226-1274) — христианского философа, теолога, монаха, автора трактатов «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Учение Фомы Аквинского получило название томизм и было канонизировано католической церковью. Томизм опирается на труды Аристотеля, но интерпретирует их исходя из догматов христианской церкви.
Основные идеи Фомы Аквинского, имеющие значение для психологии: душа есть «чистый» объект, обладающий способностью сознавать; отстаивал идею вечности души; душу человека считал не только разумной, но и сознательной; чувственные образы признаются духовным явлением; человек соединяет в себе два круга бытия — божественный и земной; в случае противоречия знаний и веры, знание уступает вере; познание рассматривается как естественное (человеческое) и сверхъестественное (откровение, познание Бога); в душе имеется «внутреннее слово» (интенция), которая придает направленность познанию; источником познания является чувственное восприятие; разум определяет волю; душа есть акт тела (влияние Аристотеля).

В XIII в. в Европе появляются также материалистические тенденции в объяснении психологических явлений. Они получили свое выражение в учениях Роджера Бэкона и идеях номинализма.

Роджер Бэкон (ок. 1214-1292) — английский философ и естествоиспытатель.
Его основные психологически значимые идеи: придавал большое значение математике и опыту; под опытом понимал как научный эксперимент, так и внутреннее мистическое «озарение»; ощущения рассматривал в качестве основы других психических явлений и знаний; продолжил естественнонаучные традиции изучения зрительного восприятия, заложенные Аристотелем и продолженные Альгазеном; в труде «Перспектива» показана зависимость зрительного восприятия от общих законов распространения, преломления и отражения света; ему принадлежит знаменитый тезис: «Знание — сила».

Возникновение номинализма связывают с именами оксфордских профессоров Дунса Скота и Уильяма Оккама.

Номиналисты (от лат. nomen — имя, название) утверждали, что: реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами; общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, существуют только в уме и не отражают их реальных свойств; знание имеет относительный характер; знаковая система является надиндивидуальной и носит универсальный характер; исходная точка процесса познания — чувственные знаки, которые посредством речи преобразуются в общие понятия.

Дуне Скот (1265-1308): впервые поставил вопрос о том, является ли мышление свойством материи; отстаивал свободу воли.

Уильям Оккам (1300 — ок. 1349): предложил принцип «экономии мышления», который гласит, что бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего («бритва Оккама»); принцип распространяется и на объяснение психических явлений, что делает ненужным, по мнению Оккама, обращение к понятию «душа».

Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название эпохи Возрождения, которая характеризуется возрождением античных ценностей, гуманизма, развитием науки, культуры и материального производства. Видными представителями эмпирико-натуралистического направления эпохи Возрождения в Италии были Леонардо да Винчи, Пьетро Помпонацци и Бернардино Телезио.

Леонардо да Винчи (1452-1519) в «Трактате о живописи»:

  • показывает зависимость восприятия величины предмета от расстояния, освещенности, плотности среды;
  • дает описание явления зрительного контраста (например, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном фоне);
  • описывает явление иррадиации — распространения очертаний воспринимаемого образа на недостающие элементы изображения;
  • разработал правила тренировки воображения (пятна на стенах посредством воображения превращаются в контуры образов художественного произведения).

Пьетро Помпонацци (1462-1525): доказывал, что высшие психические способности человека, так же как и низшие, имеют в основе реальные телесные процессы; выдвинул тезис о смертности души.

Бернардино Телезио (1509-1588): создал в Неаполе школу естествоиспытателей; выдвинул идею функционирования всего материального (в том числе психического) по законам самосохранения, из которых следует, что в положительных аффектах человека проявляется сила, стремление к самосохранению души, а в отрицательных — слабость этого стремления.

Среди испанских представителей эмпирико-натуралистического научного течения эпохи Возрождения выделяются Хуан Луис Вивес, Хуан Уарте, Гомес Перейра и А. Везалий.

Хуан Луис Вивес (1492-1540): провозгласил главным методом познания природы души метод индукции — путь опытного изучения явления, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.

Хуан Уарте (1529-1592), врач по профессии, автор работы «Исследование способностей к на- укам»(1575 г.): зачинатель дифференциальной психологии и профессионального отбора; ставит вопрос о необходимости изучения природы способностей, выделения критериев их определения, ориентации человека на ту сферу деятельности, которая больше соответствует его способностям.

Гомес Перейра (1500-1560), изучал психику и поведение животных. Он: делает вывод о том, что животные не обладают душой; высказывал идеи, противоречащие истине: отрицал способность животных видеть, слышать и вообще что-либо чувствовать; животные, по его мнению, управляются прямым воздействием внешних объектов и их следами — «фантазмами».

А. Везалий (1514-1564): на основе изучения анатомии человека делает вывод, что носителем души являются «животные духи», которые вырабатываются в желудочках мозга.

В 1590 г. немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология», однако широкого распространения он еще не получил.

Своеобразным итогом и венцом развития воззрений на психику в рамках учения о душе и переходом к новому этапу в развитии психологии явились взгляды Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), английского философа и политического деятеля.

Основные психологически значимые идеи Фрэнсиса Бэкона:

  • провозгласил реальным источником знания опытное, эмпирическое исследование; под экспериментом понимал изменение явлений посредством действий и вспомогательных орудий;
  • считал, что для наук, получающих данные из чувственного опыта, методом доказательства является эксперимент, а для теоретических наук — индуктивная логика;
  • разрабатывал принципы научной индукции; в произведении «Новый Органон» (1620 г.) цель науки определил как увеличение власти человека над природой;
  • выделил два уровня в учении о человеке — философию человека и гражданскую философию; первая рассматривает человека с натуралистической позиции, вторая — как члена общества;
  • придерживался учения о «двойственности души», т.е. признавал существование рациональной божественной души и нерациональной чувствующей, которая и является предметом научного изучения; исходил из принципа единства души и тела;
  • рассматривал вопросы физиогномики — определения душевного состояния человека по выражению лица;
  • занимался толкованием сновидений;
  • изучал влияние болезненных состояний тела на душу человека; придавал особую роль разработке методов познания;
  • считал, что искажения объективной реальности, происходящие в процессе человеческого восприятия, обусловлены «идолами рода» (т.е. особенностями природы человека), «идолами пещеры» (т.е. особенностями отдельного человека), «идолами площади» (т.е. особенностью природы общения людей) и «идолами театра» (т.е. неверными философскими учениями);
  • заложил основы для развития эмпиризма в английской философии XVII в.
content

Share
Published by
content

Recent Posts

Магнитное поле тока. Магнитные силовые линии

Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…

1 год ago

Постоянные магниты

Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…

1 год ago

Соединение конденсаторов

В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…

1 год ago

Обозначение конденсаторов

Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…

1 год ago

Виды конденсаторов

Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…

1 год ago

Энергия поля конденсатора

Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накоп­ленную в конденсаторе, можно определить…

1 год ago