XVII в. ознаменован не только изменениями в социально-политической жизни европейских народов, ломки феодальных устоев, но и появлением работ, авторы которых пытались объяснить природу и причины психических явлений с точки зрения естественнонаучного подхода.
К наиболее видным мыслителям XVII в., труды которых имеют значение для психологии, можно отнести Рене Декарта, Бенедикта Спинозу, Томаса Гоббса, Джона Локка и Готфрида Лейбница.
Рене Декарт (1596-1650), французский философ, физик, математик и физиолог. Его основные сочинения: «Правила для руководства ума», «Начала философии», «Страсти души», «О человеке». С детства над Декартом висела угроза смерти от туберкулеза, что, несомненно, повлияло на образ его мышления. Как личность его характеризует жизненный эпизод, связанный с отказом от женитьбы: своей невесте он заявил, что невозможно найти красоту, сравнимую с красотой Истины.
Основные психологически значимые идеи Декарта: с его именем связано начало развития психологии в рамках учений о сознании; организм человека работает подобно механической системе, «нервной машине»: внешние предметы действуют на окончания нервных нитей, которые находятся внутри нервных трубок; нити натягиваются, открывают клапаны, соединяющие мозг с нервами; через эти клапаны из мозга поступают «животные духи»; эти «духи» раздувают мышцы, которые должны отреагировать. Фактически, Декарт описал прообраз открытой впоследствии рефлекторной дуги как одного из механизмов психофизиологии движений; главным признаком и способностью души является мышление: «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum); фактически вся психика приравнивается к сознанию, а точнее к мышлению. Декарт выделял активные и страдательные состояния души (страсти души), подразумевая под этим то, что в современной психологии называется формами познавательной активности; был сторонником мнения о наличии у человека врожденных идей; душа и тело рассматриваются как самостоятельные субстанции: душа подчиняется одним законам, тело — другим, но при этом они влияют друг на друга. Эти положения были названы картезианским дуализмом (на латыни имя Декарта звучит как Кар- тезий) и рассматривались как один из вариантов решения вопроса о соотношении психического и телесного (т.е. психофизической проблемы); Декарт считал, что душа находится в шишковидной железе мозга — гипофизе; животные не обладают душой, а действуют как автоматы.
Другой видный представитель науки XVII в. — Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ-материалист. Его главное сочинение — «Этика».
Основные психологически значимые идеи Спинозы: субстанция тела и души едина, телесные и душевные процессы — это стороны одного явления; (еще один вариант трактовки соотношения телесного и психического — материальный монизм); считал природу вечной и бесконечной и отождествлял ее с Богом; выделил три рода познания окружающей действительности:
В XVII в. возникло направление в философии, получившее название эмпиризм, что в переводе с греческого означает опыт. Это направление философской и психологической мысли признавало чувственный опыт единственным источником знания. При этом различают материалистический эмпиризм и идеалистический эмпиризм. Первым признается, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир, второе направление ограничивает опыт только совокупностью ощущений и представлений, не имеющих ничего общего с объективной реальностью (какова объективная реальность — никто не знает).
Начало материалистическому эмпиризму в Англии положил Ф. Бэкон, дальнейшее развитие эти идеи получили в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка.
Томас Гоббс (1588-1679), английский философ- материалист. Его основные труды: «Философские элементы учения о гражданине», «Левиафан», «Природа человека».
Основные психологически значимые идеи Гоббса: считал, что учение Декарта о двух субстанциях лишено смысла, как и выражение «бестелесное тело»; признавал одну субстанцию — материальную; все психические явления — лишь тени и следы (эпифеномены) телесных ощущений и представляют собой образы внешних объектов (например, мышление — это течение образов, связанных между собой); способности всех людей от рождения практически равны, различия возникают от условий жизни (природный ум) или благодаря обучению (благоприобретенный ум); приобретаемое человеком отличие в уме от других людей зависит еще и от силы страстей или активности человека, т.к. мысли — это «разведчики» путей удовлетворения наших желаний; не разделял мнения о божественной природе государства, считал, что оно должно строиться на основе общественного договора.
Джон Локк (1632-1704), философ, педагог, врач, экономист, автор труда «Опыт о человеческом разуме» (в некоторых источниках — «Опыт о человеческом разумении»).
Основные психологически значимые идеи Локка:
выступал против концепции врожденных идей Платона и Декарта; ребенок никогда не узнает, что 3 + 4 есть 7, пока не научится считать до семи и не узнает, что такое идея равенства чисел. Душа при рождении есть чистая доска (tabula rasa); считал, что нравственные принципы, как и идея Бога, появляются в процессе развития человечества. Для доказательства приводил в пример сохранившиеся в некоторых племенах аборигенов обычаи пожирать врагов, убивать старых родителей, пожирать собственных слабых детей;
все идеи человека возникают из опыта; опыт имеет два источника: внешний — «ощущения» и внутренний — «восприятие действий ума» (или «рефлексию»);
Одним из оппонентов Локка являлся Готфрид Лейбниц (1646-1716), немецкий философ, математик, инженер и изобретатель; один из создателей теории дифференциального исчисления (разработал ее в 1684 г., за три года до Ньютона). Некоторое время Лейбниц был на службе у Петра I в должности тайного юстиц-советника, ему принадлежит проект организации в Санкт-Петербурге Академии наук. Остатки жизни провел в нищете, был объявлен безбожником, из-за чего после смерти его тело в течение месяца не было погребено.
Основные труды Лейбница: «Новые опыты о человеческом разуме» (в некоторых переводах — разумении), «Монадология», «Теодицея». Им были написаны 15 тысяч писем по научным вопросам.
«Новые опыты» по структуре соответствуют «Опытам» Локка, с которым Лейбниц вел дискуссию.
Основные идеи этого научного труда:
Подход Лейбница к соотношению души и тела позднее получил название психофизического параллелизма.
Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…
Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…
В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…
Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…
Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…
Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накопленную в конденсаторе, можно определить…