Технологичность конструкции машины можно значительно повысить, если использовать в ней возможно большее количество нормализованных, стандартизованных и унифицированных (т. е. геометрически и физически тождественных) сборочных единиц и деталей. При этом добиваются значительного снижения трудоемкости в результате применения поточных методов работы, высокопроизводительного оборудования и оснастки. Применение указанных сборочных единиц и деталей снижает трудоемкость ремонта, сокращает номенклатуру запасных частей, дает возможность использовать одни и те же сборочные единицы и детали для разных типоразмеров машин. Например, для специальных агрегатных станков и автоматических линий применяют одни и те же стандартные силовые сверлильные головки нескольких типоразмеров; для станков различных типов — одни и те же гидронасосы, панели гидроуправления, устройства электрического управления. Для различных типов и размеров станков нередко применяют общие детали управления — подшипники, сальники уплотнения, детали коробок скоростей и подач, крепежные детали и т. п.

Помимо унифицированных деталей в конструкции каждой машины есть значительное число оригинальных деталей, которые, различаясь по форме, могут иметь такие же обрабатываемые поверхности, как и другие детали этой машины. Суммарное число диаметров отверстий и валов, шпоночных и шлицевых соединений, резьб, модулей зубчатых колес, диаметров и длин крепежных деталей, различных допусков размеров па валы и отверстия и т. п. также может быть сведено до минимального. Эго позволит сократить количество режущего, мерительного и других видов инструмента. В результате сокращения номенклатуры инструмента упрощаются его изготовление и снабжение им цехов, участков, линий и рабочих мест.

Таким образом, конструкция машины, имеющая максимально возможное количество унифицированных конструктивных элементов деталей, является более технологичной по сравнению с машиной, в которой такая унификация недостаточна.

Оценку технологичности конструкции по признаку унификации, например, сборочных единиц, деталей и отдельных конструктивных элементов деталей осуществляют по показателям, характеризующим преемственность конструкции. К числу этих показателей относятся коэффициенты, учитывающие стандартизацию и унификацию конструкции изделия и конструктивных элементов:

коэффициент унификации изделия, определяется по формуле

КУ = EY + DY / (E + D),

где EY = EУ.З + EУ.П + EСТ— число унифицированных сборочных единиц в изделии; DY = DУ.З + DУ.П + DСТ — число унифицированных деталей, являющихся составными частями изделия и не вошедших в величину EY (стандартные крепежные детали не учитываются); EУ.З и DУ.З — соответственно число заимствованных унифицированных сборочных единиц и деталей; EУ.П и DУ.П — число покупных унифицированных сборочных единиц и деталей; EСТ и DСТ — число стандартных сборочных единиц и деталей; E = EУ + EОР — число сборочных: единиц в изделии; D = DУ + DОР — число деталей, являющихся составными частями изделия; EОР и DОР —соответственно число оригинальных сборочных единиц и деталей;

коэффициент унификации сборочных единиц изделия KУ.E = EY/E;

коэффициент унификации деталей изделия KУ.Д = DY/D;

коэффициент унификации конструктивных элементов KУ.Э = QУ.Э/QЭ,

где QУ.Э — число унифицированных типоразмеров конструктивных элементов; QЭ — число типоразмеров конструктивных элементов в изделии. Примерами конструктивных элементов изделия являются резьбы, крепления, галтели, проточки, отверстия и т. д.