Осевые насосы могут быть жёстколопастными, в которых положение лопастей рабочего колеса относительно ступицы постоянно, и поворотно- лопастными, в которых положение лопастей рабочего колеса может регулироваться.

На рис. 1, а приведена схема осевого насоса. Жидкость из всасывающего трубопровода поступает в проточную полость 1 насоса, в которой находится рабочее колесо, состоящее из ступицы 2 с закреплёнными на ней лопастями 3. Число лопастей обычно от 3 до 6. При прохождении через рабочее колесо жидкость одновременно участвует в поступательном и вращательном движении.

Рис. 1. Схема осевого насоса

Для устранения закрутки потока на выходе из колеса, с целью уменьшения потерь напора в проточной полости насоса, жидкость после рабочего колеса поступает в неподвижный направляющий аппарат 4, состоящий из ряда лопастей. Ступица рабочего колеса насажена на вал 5, который приводится во вращение двигателем. Из проточной части насоса жидкость поступает в напорный трубопровод.

Рабочее колесо по своей форме похоже на гребной винт. Лопасти его изогнуты по винтовой поверхности.

Осевые насосы обладают высокой подачей и малым напором. Достоинством их является простота и компактность конструкции, а также возможность перекачивания загрязнённых жидкостей.