Пт. Апр 5th, 2024

В передачах современных машин широко применяют зубчатые колеса, разнообразные по форме, размерам и профилям. Наиболее распространены цилиндрические зубчатые колеса с прямыми (рис. 203, α) и косыми (рис. 203, б) зубьями. Соединение двух косых зубьев с противоположными углами наклона на ободе цилиндрического колеса представляет собой зубчатую передачу с шевронным (елочным) зубом.

цилиндрические зубчастые колеса

На рис. 203, в показана коническая передача с пересекающимися осями, причем угол встречи осей может быть любого значения. Конические колеса могут иметь прямые, косые и криволинейные зубья.

На рис. 203, г приведена зубчатая передача со скрещивающимися осями, состоящая из двух зубчатых колес с винтовым зубом. На рис. 203, д представлена еще одна схема передачи со скрещивающимися осями — червячная передача, которая отличается от перечисленных выше тем, что один элемент передачи представляет собой винт (червяк), а другой — зубчатое колесо с фасонным зубом, сцепляющимся с витками винта.

На рис. 203, е изображена обычная реечная передача, одним элементом которой является зубчатое колесо с прямым или косым зубом, а другим — зубчатая рейка, которую можно представить, как зубчатое колесо с бесконечно большим числом зубьев. Реечная пара передает движение как от зубчатого колеса к рейке, так и наоборот.

выпуклый и вогнутый луговой профиль

На рис. 203, ж приведена схема волновой передачи, основанной на новом принципе передачи вращательного движения за счет бегущей волновой деформации одного из зубчатых колес. Эта передача состоит из водила 3 с двумя роликами, свободно вращающимися на осях, закрепленных в водиле, неподвижного жесткого зубчатого колеса 1 с внутренними зубьями и вращающегося гибкого колеса 2 с наружными зубьями. Жесткое зубчатое колесо соединяется с корпусом передачи. Гибкое зубчатое колесо изготовляют либо, как в приведенном примере, в виде стакана с тонкой, легко деформирующейся стенкой, либо в виде свободно деформирующегося кольца.

В современном машиностроении применяют главным образом зубчатые колеса с профилем зуба, очерченным эвольвентной кривой. В современных конструкциях применяются также передачи с зацеплением Новикова, основное отличие которых заключается в применении колес с зубьями выпуклого и вогнутого дугового профиля (рис. 204, а, б). Профиль зубьев зацеплений Новикова в основном определяется размером дуги профиля r, радиусом Rц окружности, проходящей через центры дуг профиля, размером центроиды — радиусом Rн начальной окружности колеса в зацеплении, смещением центра дуги профиля с осью симметрии зуба или впадины — углом ψ и другими размерами: высотой головок и ножек, радиусами окружностей выступов и впадин, шагом и числом зубьев. Эти размеры задаются обычно в сечении, нормальном к винтовой линии зубьев в начальном цилиндре, или определяются путем задания размеров исходного контура сопряженной рейки.

показатели кинематической погрешностиПо ГОСТ9178—81 и ГОСТ 1643—81 установлены 12 степеней точности цилиндричных зубчатых колес и передач с обозначением степеней в порядке убывания точности *. Для каждой степени точности установлены нормы: кинематической точности колеса; плавности работы колеса; контакта зубьев; бокового зазора.

Нормы кинематической точности определяют значение наибольшей погрешности угла поворота зубчатых колес за оборот при зацеплении с точным колесом. Эта погрешность возникает при нарезании зубчатых колес вследствие погрешностей взаимного расположения заготовки обрабатываемого колеса и режущего инструмента, а также вследствие кинематической погрешности зуборезного станка. Показателем кинематической точности является предельная кинематическая погрешность ∆F’i (рис. 205, а).

Кинематическую погрешность можно оценить также предельной накопленной погрешностью окружного шага Fi, являющейся наибольшей погрешностью во взаимном расположении двух любых одноименных профилей зубьев по одной окружности колеса (рис. 205, б).

* За основу (по аналогии с гладкими поверхностями) принята 7-я степень точности, соответствующая 7-му квалитету.

Показателем кинематической погрешности, обозначаемым υw служит также колебание длины общей нормали, т. е. размер между наибольшей и наименьшей длинами общей нормали в одном и том же колесе (рис. 205, в).

Норма плавности работы зубчатого колеса определяет составляющую α полной погрешности углов поворота зубчатого колеса, многократно повторяющуюся за оборот колеса (рис. 205, г). Показателем плавности работы колес является циклическая погрешность ƒ`i, которая представляет собой среднее значение размаха колебаний кинематической погрешности зубчатого колеса по всем циклам за оборот колеса. Плавность работы зубчатого зацепления влияет на бесшумность и долговечность передачи.

Плавность работы колеса обеспечивается также ограничением предельного отклонения основного шага ƒрb, которое является разностью действительного и номинального расстояний между двумя взаимно параллельными касательными к двум соседним одноименным профилям зубьев колеса (рис. 205, д).

Погрешность профиля ƒƒ характеризует расстояние по нормали между двумя теоретическими профилями зуба колеса, ограничивающими действительный профиль в пределах его рабочего участка (рис. 205, е).

Нормы контакта зубьев определяют точность выполнения сопряженных зубьев в передаче. Пятном контакта называется часть боковой поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы прилегания его к зубьям парного колеса после вращения передачи при легком торможении (рис. 205, ж). Норма точности определяется относительными размерами пятна контакта (в процентах):

  • по длине зуба — отношением расстояния α между крайними точками следов прилегания за вычетом разрывов с, превосходящих размер модуля, к полной длине В зуба (рис. 205, ж):

[(α—с)/В] 100;

  • по высоте зуба — отношением средней высоты hср пятна прилегания по всей длине зуба к рабочей высоте h3 зуба:

(hср/h3) 100.

В табл. 15 приведены нормы точности по размеру пятна контакта в зависимости от степени точности.

нормы размера пятна

Боковым зазором называется зазор между зубьями сопряженных колес в передаче, обеспечивающий свободный поворот одного из колес при неподвижном втором колесе. Боковой зазор определяется Е сечении, перпендикулярном направлению зубьев, в плоскости, касательной к основным цилиндрам.

Гарантированный боковой зазор обозначают сП. В ГОСТ 1643—81 предусмотрены нормы боковых зазоров, которые в соответствии с эксплуатационными требованиями могут быть различными. Необходимый зазор получают в основном в результате смещения исходного контура.

Для зубчатых колес в передаче установлены шесть видов сопряжений: А, В, С, D, Е и Н — и восемь видов допуска на боковой зазор, обозначаемых в порядке его возрастания буквами h, d, с, b, а, z, у, х. В табл. 16 приведены виды сопряжений в зависимости от диапазонов степеней кинематической точности зубчатых передач *. Точность изготовления цилиндрических зубчатых колес и передач задается степенью точности, а требования к боковому зазору — видом сопряжения по нормам бокового зазора.

виды сопряжений

Элементы, характеризующие точность конических колес, в основном те же, что и для цилиндрических, за исключением некоторых особенностей. Так, большинство элементов конического колеса определяется в торцевом сечении делительного конуса, т. е. поверхности, являющейся в процессе нарезания колеса по методу обкатки начальной по отношению к обкатывающему конусу. Торцевое сеченые — сечение колеса сферической поверхностью, центр которой совпадает с вершиной делительного конуса.

* Для 1-й и 2-й степеней точности допуски и предельные отклонения не регламентируются.

Нормы точности и допуски для конических колес определены ГОСТ 9368—81 и ГОСТ 1758—81. В табл. 17 приведены нормы точности по размеру пятна контакта в зависимости от степени точности. Для червяков и червячных колес нормы точности и допуски определены ГОСТ 9774—81 и ГОСТ 3675—81. Так же, как и для цилиндрических колес, предусмотрено 12 степеней точности: 3, 4, 5 и 6-я степени установлены для кинематических червячных передач с регулируемым взаимным расположением червяка и колеса; 5, 6, 7, 8 и 9-я степени — для силовых червячных передач с нерегулируемым взаимным расположением червяка и колеса; для 1,2, 10, 11 и 12-й степеней допуски и отклонения не предусмотрены.

норма размера пятна контакта

В зависимости от степени точности установлены нормы: отклонений элементов червяка, отклонений элементов червячного колеса; кинематической точности передачи; циклической точности передачи; полноты контакта боковых поверхностей зубьев колеса и витков червяка. Нормы точности кинематической, циклической и полноты контакта определяют по червячному колесу.

От content

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
Best Wordpress Adblock Detecting Plugin | CHP Adblock