С давних времен люди мечтали о возможности летать над облаками, плавать в воздушном океане, как они плавали по морю. Для воздухоплавания сначала использовали воздушные шары (рис. 146).
Воздушные шары раньше наполняли теплым воздухом, сейчас наполняют газом — водородом или гелием, 1 м3 водорода весит при нормальном давлении всего 0,9 Н, гелия —1,8 Н, тогда как 1 м3 воздуха весит 13 Н. Отсюда следует, что на шар объемом 1 м3, наполненный водородом, действует в воздухе выталкивающая сила, равная весу 1 м3 воздуха, т. е. 13 Н, и этот шар способен поднять в воздух груз весом 13 Н — 0,9 Н = 12,1 Н. Разность между весом 1 м3 воздуха и весом такого нее объема газа называют подъемной силой 1 м3 газа. Следовательно, подъемная сила 1 м3 водорода равна 12,1 Н, подъемная же сила 1 м3 гелия равна 13 Н —1,8 Н = 11,2 Н. Подъемная сила водорода больше подъемной силы гелия, но для наполнения воздушных шаров более удобен гелий, так как он безопаснее.
По мере поднятия шара вверх архимедова сила, действующая на него, уменьшается, так как плотность воздуха верхних слоев атмосферы меньше, чем у поверхности Земли. Чтобы подняться выше, с шара сбрасывают специально взятый для этой цели балласт (высыпают песок из мешков) и этим облегчают шар. В конце концов, воздушный шар достигает своей предельной высоты подъема. Для спуска шара из его оболочки при помощи специального клапана выпускают часть газа.
Для исследований верхних слоев атмосферы в различных пунктах страны ежедневно запускают небольшие, диаметром 1—2 м, воздушные шары-зонды. Они поднимаются на высоту 35—40 км. Эти шары снабжены очень легкими приборами, посылающими по радио сигналы о высоте полета, о давлении, температуре и влажности воздуха. По направлению и скорости полета шара можно судить о направлении и силе ветра на различных высотах. Сведения, получаемые при помощи таких шаров-зондов, очень важны для предсказания погоды.
Для исследований верхнего слоя атмосферы — стратосферы — еще не так давно применялись огромные воздушные шары объемом 20 000—30 000 м3, называемые стратостатами.
Рекордный по высоте подъем стратостата был осуществлен в СССР в 1934 г. Отважные советские стратонавты Федосеенко, Васенко и Усыскин на стратостате «Осоавиахим-I» достигли высоты 22 км. Однако при спуске стратостат потерпел аварию, и герои-воздухоплаватели погибли.
В настоящее время основной вид воздушного транспорта — самолеты. Самолет тяжелее воздуха, его подъем, и полет основаны на законах природы, которые вы будете изучать в старших классах.
Упражнения.
Задание.
Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…
Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…
В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…
Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…
Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…
Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накопленную в конденсаторе, можно определить…