Понятие „уровень притязаний“ разработал Ф. Хоппе, сотрудник К. Левина. Это — стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.
В исследованиях было обнаружено, что выбор задания по степени трудности зависит от успешности или неуспешности выполнения предыдущего задания. Но само переживание успеха или неуспеха зависит от отношения испытуемого к цели. Испытуемые всегда начинают работать с исходным уровнем притязаний. По ходу работы деятельность может прекращаться после успеха из–за того, что достигнут предел возможного в данной ситуации, или после ряда неудач, когда нет возможности достичь успеха.
Данное образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.
В модификации М. Юкнат метода уровня притязаний сохраняется общая схема эксперимента (решение задач разной сложности в экспериментально контролируемых условиях при возможности для испытуемого произвольно выбирать уровень сложности следующей решаемой им задачи), но в качестве тестовых заданий выступает ограниченный набор задач (в частности, лабиринты), ранжированных по степени сложности.