Эрик Эриксон (1902-1994), американский психолог.
Основные работы: «Детство и общество» (1950, переработана и переиздана в 1963 году), «Юность: изменение и вызов» (1963), «Инсайт и ответственность» (1964), «Идентичность: кризис юности» (1968), «Истина Ганди» (1969) и другие.

Основные положения учения Э. Эриксона:

  • человек в течение своей жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий;
  • процесс прохождения человека через эти стадии регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания, эпигенетический принцип означает: личность развивается, переходя от одной ступени к другой, по мере готовности двигаться в направлении дальнейшего роста;
  • в процессе этого развития развертывается «план личности», который наследуется генетически;
  • жизнь человека включает 8 стадий, прохождение через которые сопровождается кризисом;
  1. первая стадия — стадия младенчества (или орально-сенсорная) — длится от рождения до одного года. В течение этой стадии формируется доверие к окружающим людям. Степень развития чувства доверия у ребенка зависит от качества получаемой им материнской заботы. На этой стадии возникает кризис «доверие-недоверие». При благоприятных условиях у ребенка укрепляется доверие к окружающим и надежда на их помощь. В противном случае у ребенка развивается боязливость и подозрительность;
  2. вторая стадия — стадия раннего детства (или мышечно-анальная) — длится от одного года до трех лет. На этой стадии ребенок стремится к достижению определенной автономии и учится контролировать себя. Кризис «автономия — стыд и сомнение» при благоприятных условиях способствует формированию самостоятельности и волевых качеств, при неблагоприятных — неуверенности в себе;
  3. третья стадия — стадия игры (или локомоторно-генитальная) — длится от трех до шести лет. Ребенок начинает проявлять все больше активности в играх и общении со сверстниками, приобретает различные навыки, у него формируется чувство ответственности. Кризис «инициативность — вина» при доброжелательном и терпеливом отношении родителей способствует формированию инициативы и целеустремленности, в противном случае — усиливается чувство вины и зависимость от других;
  4. четвертая стадия — стадия школьного возраста (или латентная) — длится от шести до двенадцати лет. В этот период ребенок, обучаясь в школе, овладевает новыми знаниями, навыками и умениями, осваивает новые социальные роли и активно общается со сверстниками. Кризис «трудолюбие — неполноценность» может способствовать либо формированию желания быть компетентным и успешным в делах, либо повышению сомнения в своих способностях и неуверенности в своих силах;
  5. пятая стадия — стадия подростничества и юности — длится от двенадцати до девятнадцати лет. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с новыми социальными требованиями и новыми ролями, у него интенсивно формируется образ «Я». Кризис «эго-идентичность — ролевое смешение» при благоприятном разрешении способствует формированию у юношей и девушек чувства идентичности и тождественности с самим собой, со своим прошлым, настоящим или будущим, формированию личностной системы ценностей. При неблагоприятном разрешении — способствует отчужденности от самих себя, идентификации с другими людьми, т.е. себя, отсутствию устойчивых ценностных ориентации;
  6. шестая стадия — стадия ранней зрелости — от 20 до 25 лет. В этот период молодые люди овладевают профессией, вступают в зрелые межличностные и интимные отношения, создают семьи. Кризис «интимность — изоляция» преодолевается либо через обретение любви и формирование высших нравственных чувств, либо через формирование отчужденности, стремления манипулировать другими, эгоизма и неспособности вступать в глубокие доверительные отношения;
  7. седьмая стадия — стадия средней зрелости — длится от 26 до 64 лет. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом. Под «общечеловечностью» Эриксон понимает способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Кризис «продуктивность — инертность» преодолевается либо через заботу о будущих поколениях, вклад в развитие общества и культуры, формирование чувства ответственности за будущее человечества, либо через погружение в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Последнее ведет, в результате, к появлению чувства безнадежности и бессмысленности жизни;
  8. восьмая стадия — стадия поздней зрелости — длится от 65 лет до смерти. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких людей. В это время фокус внимания человека от забот о будущем сдвигается к прошлому опыту. Кризис «эго-интеграция — отчаяние», с одной стороны, может привести к тому, что человек оглядывает всю свою прошлую жизнь и приходит к чувству удовлетворенности прожитым, мудрости, осознанию того, что он продолжает себя в своих потомках и делах; с другой стороны, человек может увидеть свою жизнь как череду нереализованных возможностей и ошибок. В последнем случае, по словам Эриксона, судьба не принимается как остов жизни, а смерть — как последняя ее граница. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, раздражительности и негодовании на внешний мир. Психическому здоровью пожилых людей, по наблюдениям Эриксона, способствует участие в таких видах деятельности, как: воспитание внуков, общественная деятельность, оздоровительные физкультурные программы.

Таким образом, представители неопсихоанализа, сохранив базовые положения классического психоанализа, показали значение социальных факторов в психической жизни человека. Однако при этом были сохранены базовые положения классического психоанализа: 1) мышление, чувства, побуждения и поведение человека детерминированы бессознательными, внутрипсихическими силами; 2) эти силы, будучи глубоко скрыты в человеческой психике, недоступны для сознания; 3) им, однако, удается проникнуть в сознание, но только в замаскированном, символическом виде; 4) технические приемы, открытые 3. Фрейдом (свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ переносов и др.), представляют не что иное, как те основные средства, с помощью которых удается схватить материал бессознательного и расшифровать его, в результате чего становится возможным довести бессознательные силы до сознания; 5) сознательное «Я» всеми силами оказывает сопротивление этим попыткам; 6) только благодаря длительному и болезненному процессу удается преодолеть сопротивление и раскрыть бессознательные мотивы; 7) как излечение от невроза, так и изменение характера зависят от возможности превращения бессознательного в сознательное.

content

Share
Published by
content

Recent Posts

Магнитное поле тока. Магнитные силовые линии

Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…

1 год ago

Постоянные магниты

Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…

1 год ago

Соединение конденсаторов

В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…

1 год ago

Обозначение конденсаторов

Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…

1 год ago

Виды конденсаторов

Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…

1 год ago

Энергия поля конденсатора

Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накоп­ленную в конденсаторе, можно определить…

1 год ago