Э. Шпрангер (1882–1963), немецкий философ, психолог и педагог разработал учение о формах жизни. По его мнению, основной задачей психологии является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре „объективного духа“, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека („форм жизни“).

Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть:

  • теоретическая (область науки — истинность),
  • экономическая (материальные блага — полезность, цена),
  • эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению — стиль и гармония),
  • социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни— любовь к людям),
  • политическая (власть как ценность),
  • религиозная (смысл жизни— религиозный настрой).

В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая–то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан тест изучения ценностей, а также создан тест интересов Дж. Холланда. Теоретический конструкт, объясняющий ценностные ориентации человека.

Шестиугольная модель профессиональных интересов разработана Дж. Л. Холландом. Это — факторно–аналитическая систематика профессиональных интересов, которая Построена на основе интеркорреляций интересов. В ней представлены ориентации (близкие типологии форм жизни Э. Шпрангера); реалистическая, интеллектуальная, художественная, социальная, предпринимательская, конвенциональная. Исходным выступила систематика психологических функций, которая была представлена областями: моторной, интеллектуальной, силовой, эстетической, социальной, адаптационной. В соответствии с этими областями выделялись и профессиональные области: практические (инженер–строитель, фермер, строительный рабочий, садовод, плотник, летчик), исследовательские (естествоиспытатель, психиатр, детектив, профессор, юрист, инженер–механик), предпринимательские (продавец, директор школы, управляющий гостиницей, кадровик, политик), художественные (актер, писатель, фотограф, хореограф), социальные (учитель, репортер, медсестра, врач, психолог, рекламный агент), конвенциональные (программист, финансовый аналитик, бухгалтер, библиотекарь). Каждая из этих профессиональных областей имеет различные образовательные уровни (от неквалифицированных работников до экспертов).