Пт. Апр 5th, 2024

В первых исследованиях лидерства считалось, что человека как лидера определяют и сохраняют за ним этот статус при любых условиях исключи­тельно его личностные качества. Это мнение согласовывалось с традицион­ными представлениями историков (Плутарх, Тит Ливии) и фи­лософов (Пла­тон, Аристотель, Гегель) о роли выдающихся личностей в истории. Теоретики XIX столетия выдвинули концепцию лидера как че­ловека, обладающего уни­кальными качествами, поражающими вообра­жение масс, и объясняли фено­мен лидерства на основе наследствен­ных факторов. Ф. Вудз, проследив гене­зис королевских династий 14 на­ций за десять столетий, пришел к выводу, что лидерство зависит от спо­собно­стей правителей. Вудз утверждал, что прави­тель определяет со­стояние страны в соответствии со своими возможностями: каков прави­тель, та­ков и народ. Если лидер одарен особыми качествами, ко­торые отличают его от последователей, то эти качества можно определенным образом систематизировать. Такое заключение породило теорию лидер­ских черт, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных качеств.

Р. Каттел и Г. Стайс определили три типа лидеров в зависимости от их личностных качеств:

  • «технический» лидер, эффективно решает оперативные задачи; имеет больше других типов лидеров возможности влиять на членов группы, так как непосредственно с ними связан;
  • «выдающийся» лидер, оказывает наиболее сильное влияние на дейст­вия группы в любой ситуации;
  • «харизматический» лидер, он наиболее симпатичен для подчинен­ных.

Сопоставление качеств лидеров с качествами последователей вы­явило, что у лидеров в большей степени развиты следующие восемь свойств (при­чем это в равной мере касается каждого типа лидерства):

  • нравственная зрелость;
  • влияние на окружающих, или доминирование;
  • целостность характера;
  • социальная смелость, предприимчивость;
  • проницательность;
  • независимость от вредных привычек;
  • сила воли, поведенческая компетентность;
  • психологическая устойчивость.

Исследователь В. Борг доказал, что властность в характере не все­гда связана с самоуверенностью, а фактор жесткости в поведении чаще всего от­рицательно сказывается на лидерстве.

В 40-е годы XX века ученые подвергли анализу собранные в ре­зультате эмпирических исследований многочисленные факты о соотно­шении качеств лидеров. В 1948 году Р. Стогдилл сделал обзор более ста исследований и об­наружил, что изучение личных качеств лидеров продолжает давать противо­речивые результаты. Однако он тоже выде­лил ряд приоритетных черт хозяй­ственного лидера: интеллект, стремле­ние к знаниям, надежность, ответствен­ность, активность, социальную компетентность. Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях ли­деры, действующие наиболее эффективно, обнаружи­вали разные лич­ные качества, и сделал следующий вывод: человек стано­вится руко­водителем не только благодаря тому, что обладает набором опре­деленных личных свойств.

Аналогичную идею на основе анализа многих исследований вы­двинул Р. Манн. Вместе с тем он, так же как и Стогдилл, выделил те ка­чества, кото­рые в значительной степени характеризуют лидера:

  • интеллект (Манн обнаружил, что результаты 28 независимых ис­следо­ваний указывали на несомненно положительную роль интеллекта в ли­дерстве);
  • приспосабливаемость (это качество подчеркнули 22 исследова­ния);
  • общительность (результаты 22 исследований давали основания пола­гать, что лидеры, как правило, открыты);
  • способность влиять на людей (согласно 12 исследованиям это свой­ство человека напрямую связано с лидерством);
  • отсутствие консерватизма (из всех исследований 17 выявили от­рица­тельное влияние консерватизма на лидерство);
  • восприимчивость и эмпатия, то есть умение понять другого, вжиться в его роль (результаты 15 исследований говорят о том, что эм­патия играет в лидерстве определенную, хотя и не определяющую роль).

В конце XX века наметился спад интереса к изучению тех качеств, кото­рые необходимы для становления лидера. Но классификация, со­ставление каталогов и моделей лидерских черт продолжают быть акту­альными и «заво­раживают» исследователей.

По итогам семинара руководителей, проведенного в Лондоне в 1987 году, А. Лоутон и Э. Роуз предложили следующие десять качеств:

  • дальновидность — умение сформировать облик и задачи органи­за­ции;
  • умение определять приоритеты — различать, что необходимо, а что просто важно;
  • умение мотивировать последователей;
  • владение искусством межличностных отношений: умение гово­рить, слушать, подсказать, быть уверенным в своих действиях;
  • «политическое чутье» — способность понимать запросы своего ок­руже­ния и лиц, имеющих власть;
  • стойкость — непоколебимость перед лицом оппонента;
  • харизма, или обаяние — нечто трудно поддающееся определе­нию, но пленяющее людей;
  • способность идти на риск, делегировать полномочия последовате­лям;
  • гибкость — способность отзываться на новые идеи и опыт;
  • решительность, твердость, когда этого требуют обстоятель­ства.

Харизматическому лидеру свойственны (по М. Гантору):

  • умение воздействовать на людей, «излучать» энергию и заря­жать ею окружающих;
  • завораживающая внешность;
  • независимость характера: в своем стремлении к благополучию и уваже­нию эти люди не полагаются на других;
  • хорошие риторические способности и некоторый артистизм, выра­зи­тельная речь и развитые навыки межличностного общения;
  • положительное отношение к восхвалению своей персоны: эти ли­деры чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими;
  • достойная и уверенная манера держаться, способность произво­дить впечатление людей, владеющих ситуацией.

По мнению Э. Лоулера, одного из исследователей мотивации пер­со­нала, люди чаще поддаются влиянию тех, кто обладает восхищаю­щими их чертами характера, кто является их идеалом и кому они хотели бы подражать.

Итак, единого мнения о том, какими же качествами должен обла­дать лидер, до сих пор не существует. Перечисленные выше модели ли­дерских черт ничего не говорят о степени важности той или иной из них. При подходе к лидерству только с точки зрения теории качеств ос­таются неучтенными мно­гие аспекты этого процесса, например взаимо­отноше­ния «лидер — последо­ватели», условия окружающей среды, хотя не вы­зывает сомнения тот факт, что лидер должен обладать качест­вами, спо­собными вызвать доверие после­дователей.

Черты лидера нужно рассматривать не изолированно от других элемен­тов лидерства, а в связи с ними и в динамике. Следует помнить, что выполне­ние лидерских функций развивает необходимые для этого качества. В чело­веке, который на протяжении долгого времени испол­няет роль лидера, фор­мируются и закрепляются требуемые для этого черты.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
Best Wordpress Adblock Detecting Plugin | CHP Adblock