Психология

Семантическая функция речи

Семантическая функция речи (греч. semanticos – обозначающий и лат. functio – исполнение) — функция речи, которая заключается в использовании речи в качестве средства выражения мыслей, за счет чего происходит обозначение предметов, явлений, действий. При усвоении языка как общественно фиксированной знаковой системы, основанной на анализе и синтезе, сравнении и обобщении предметов и явлений действительности, человек овладевает скрытыми в них логическими операциями.

В своем психическом развитии ребенок последовательно усваивает основные логические правила, зафиксированные в языке, в частности научается дифференцировать определенные виды семантической связи, а именно связи:

  • субъект — действие (ребенок — играет);
  • действие — объект (приготавливать — еда);
  • субъект — объект (пожарный — огонь);
  • субъект — место (врач — больница);
  • действие — инструмент (резать — нож);
  • действие — завершение (вытирать — делать чистым);
  • причинные отношения (усталый — спать).

Виды. В контексте исследования развития мышления выделяют такие формы речи, как автономная, эгоцентрическая и внутренняя речь (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже).

Автономная речь (греч. autonomos – самоуправляющийся), проанализированная в исследованиях Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, представляет собой один из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия. Обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.

Эгоцентрическая речь (лат. ego – я и centrum – центр) — форма детской речи, которая представляет собой говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. По мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей — резко падает и практически исчезает после 7 лет.

Внутренняя речь — скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при мысленном решении различных задач и планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико–грамматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль.

Наряду с внутренней речью выделяют внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной (экспрессивной) или пассивной (импрессивной).

Устная речь — речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух.

Письменная речь основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.

Экспрессивная речь (лат. expressio – выражение) — форма речи, которая процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно внешнюю речь. Экспрессивная речь строится на основе активного словаря, представляющего собой некий лексический массив, при помощи которого человек строит свои высказывания и который по объему меньше, чем пассивный словарь, являющийся основой импрессивной речи.

Импрессивная речь (лат impressio – впечатление) — форма речи, которая представляет собой понимание устной или письменной речи. Основана на использовании пассивного словаря, который представляет собой лексический массив, элементы которого более или менее точно понимаются воспринимающим их человеком. По объему он больше, чем активный словарь.

При нарушениях деятельности анализаторов импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии, когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном восприятии рельефных знаков.

При выполнении целевых функций в структуре какого–либо специального общения, речь модифицируется, при этом она может приобретать, например, поэтическую или магическую форму.

content

Share
Published by
content

Recent Posts

Магнитное поле тока. Магнитные силовые линии

Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…

1 год ago

Постоянные магниты

Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…

1 год ago

Соединение конденсаторов

В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…

1 год ago

Обозначение конденсаторов

Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…

1 год ago

Виды конденсаторов

Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…

1 год ago

Энергия поля конденсатора

Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накоп­ленную в конденсаторе, можно определить…

1 год ago