Сб. Апр 6th, 2024

Макс Вертгеймер (1880-1943), немецкий психолог, ученик К. Штумпфа и О. Кюльпе.

Карл Штумпф (1848-1936) известен как представитель функционализма, предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии. Освальд Кюльпе (1862- 1915) — основатель Вюрцбургской школы психологии мышления.

После эмиграции в США в 1933 году работал в Новой школе социальных исследований (Нью- Йорк).
М. Вертгеймер изучил кажущееся движение (феномен или стробоскопическое движение).
Он предъявлял испытуемым два световых стимула: один в виде вертикальной полоски, другой — горизонтальной полоски. При быстрых перемещениях испытуемые видели угол, при средней скорости — вертикальная полоска, смещаясь, превращалась в горизонтальную.

По мнению Вертгеймера, существует и феномен чистого движения, когда ряд полосок стоит на месте, но возникает ощущение движения (смещения) внутренних полосок к какому-либо краю.
Исследователь делает вывод, что в мозгу имеет место процесс «короткого замыкания» между возбужденными участками мозга: в зависимости от скорости следования возбуждений друг за другом эти процессы имеют разное качество, и поэтому в сознании этим различным процессам соответствуют разные феномены. То есть феномены восприятия представляют собой целостные структуры, а не сумму входящих в них ощущений. Возникновение этих целостностей подчиняется своим законам, описанным в работе «Экспериментальное исследование движения» (1912).

Результаты работы Вертгеймера в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк) нашли отражение в книге «Продуктивное мышление», вышедшей в свет после его смерти в 1945 году. В ней процесс решения задач описывается как процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации. Вертгеймер приходит к выводу, что подлинное мышление предполагает инсайт, т.е. внезапное озарение, в котором раскрываются существенные отношения и структуры исследуемого предмета (явления). Инсайт позволяет охватить проблемную ситуацию целостно.
Вертгеймер выступал против ассоцианистского и формально-логического подходов к пониманию мышления.

Вольфганг Кёлер (1887-1967), немецко-американский психолог, ученик К. Штумпфа,
В течение семи лет В. Кёлер был директором экспериментальной станции на острове Тенериф (Канарские острова). Результаты исследований этого периода нашли отражение в труде «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» (1917).
Задачи, которые давались антропоидам, были построены таким образом, что исключали возможность решения путем случайных «проб и ошибок» (не так как в бихевиоризме). Примерное задание — подтягивание банана с помощью палки, которую нужно сделать из двух коротких палок. Успех решения задачи зависел от способности животного увидеть ситуацию в целом (т.е. «гештальтировать» поле восприятия) и усмотреть соотношение между ее элементами (т.е. достигнуть инсайта, внезапно «увидеть» способ решения задачи).
В своей работе «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» (1920) В. Кёлер доказывает положение о том, что физический мир так же, как и психический, подчинен принципу гештальта; формулирует положение об изоморфности (соответствии) физических (или электромагнитных) и физиологических процессов в мозгу — психическим процессам.

Курт Коффка (1886-1941), немецко-американский психолог, ученик К. Штумпфа.

В своем труде «Основы психического развития» (1921) Коффка рассматривает развитие живых существ в фило- и онтогенезе как процесс динамического усложнения примитивных форм поведения, образования все более сложных структур поведения и установления соотношений между этими структурами.
Мир младенца изначально гештальтирован, но структуры младенца не развиты и не связаны друг с другом. В последствии они вступают в соотношение друг с другом.
Коффка подверг критике концепцию трех ступеней развития К. Бюлера за отсутствие структурных связей между этими ступенями.

Курт Левин (1890-1947), германо-американский психолог, работал в содружестве с Вертгеймером, Кёлером и Коффкой.

Был страстным поклонником эксперимента.
В своих работах «Намерение, воля, потребности» (1926), «Динамическая терапия личности» (1935), «Принципы топологической психологий» (1936) К. Левин использовал принципы гештальтпсихоло- гии для экспериментальных исследований личности, потребностей, эмоций, воли.
Основой человеческой активности Левин признает потребности и квази-потребности. Под квази-потребностью (квази — как бы, якобы) понимается не биологическая потребность, а потребность выполнить действия после того, как человек решит для себя, что это действие нужно выполнить. Квазипотребность — это заряженная система, энергия которой стремится к разрядке.
Прерывание реализации потребности блокирует оставшуюся энергию, и это «остаточное напряжение» способствует запоминанию того, что не удалось реализовать. Впоследствии этого явление было названо эффектом незавершенного действия.

Эффект незавершенного действия экспериментально изучался дипломницей Левина, нашей соотечественницей, основателем патопсихологии — Б.В. Зейгарник.
Так, исследования деятельности официанта показали: он помнит, что заказали на всех обслуживаемых им столиках, но не может вспомнить, что заказывали те, кто ушел, хотя процесс их обслуживания должен был (по закону ассоциаций) закрепить это в памяти. В то же время, официант помнил и на следующий день, что заказывали на том столике, где несвоевременно рассчитались за заказ. Исследования учебной деятельности школьников также показали, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество завершенных задач.

Квази-потребность возникает и реализуется в жизненном пространстве. Жизненное пространство — это совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Личность и ее психологическое окружение в жизненном пространстве образуют психологическое поле.

Анализ поля подразумевает: раскрытие структуры возможных событий, имеющих отношение к индивиду в данный момент; установление поля сил, воздействующих на поведение индивида в каждый промежуток времени и в каждой области жизненного пространства.
Воздействие поля на человека определяется силой этого поля и валентностью этих сил, определяемой знаком «+» или «-», где «+» означает притяжение, а»-» — отталкивание.
Поведение человека — это результирующая воздействия сил положительной и отрицательной валентности. Например, поведение ребенка, решившего без разрешения съесть варенье, будет определяться взаимодействием положительной валентности («+» — желание поесть вкусненького) и отрицательной валентности («-» — запрет родителей).

Воздействие на личность валентности равной величины создает у нее внутренний конфликт.
Конфликты бывают трех типов, т.е. могут быть вызваны воздействием двух равных положительных валентностей (например, юноша хочет в одно и то же время пойти на футбол и на дискотеку); воздействием двух равных отрицательных валентностей (например, ребенок не хочет из-за предстоящей контрольной работы идти в школу, но и не хочет в этот же день идти в поликлинику); воздействием «+» валентности и «-» валентности, исходящих одновременно от одного и того же объекта (или места поля) и равных по силе (например, девушка хочет идти на вечеринку и, одновременно, не хочет, так как на ней встретит неприятного ей человека).

Науку, изучающую психологическое поле человеческого поведения Левин назвал топологией.
Поведение человека, определяющееся в большей степени не квази-потребностями, а воздействием поля, Левин назвал «полевым»; оно часто наблюдается в субъективно бессмысленных ситуациях (например, вынужденное ожидание), а также у больных с поражениями лобных отделов коры больших полушарий.
В ситуации, когда побуждение к выполнению задачи иссякает, у человека наступает «психическое пресыщение» (проблема изучалась дипломницей Левина — Анитой Карстен). Чтобы продолжить выполнение задачи, нужно почерпнуть энергию из другой квази-потребности, которая образуется при смене мотива. Так, испытуемым предлагалось рисовать одинаковые кружочки или черточки. Через определенный промежуток времени они начинали ощущать бессмысленность своей работы и останавливались. На их вопрос: «Зачем я это так долго делаю?» — экспериментатор отвечал: «Проверяется ваша выдержка». Испытуемые, как правило, продолжали работу.

Таким образом, гештальтпсихология внесла большой вклад в развитие концепции целостности в психологии, в психологию восприятия, мотивации, развития. Идеи гештальтпсихологии в трансформированном виде нашли свое выражение в гештальт-терапии. 

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
Best Wordpress Adblock Detecting Plugin | CHP Adblock