Психология

Развитие психологии в России

0Переходим рассмотрению к изучению этапа, связанного с формированием экспериментальной психологии, применением эксперимента в различных отраслях психологии (80-е гг. XIX в. — первое 10-летие XX в.).

Наиболее интенсивно психология в этот период развивалась в России, Германии, Австрии, Англии, США и Франции.

Во 2-ой половине XIX века в России складываются как материалистические, так и идеалистические тенденции в объяснении психических явлений. Первые исходили из материальной природы психики, вторые — из идеальной.

Большое влияние на популяризацию психологии в России в XIX веке (особенно во II половине) оказала педагогика. Так, Н.Х. Бессель, П.Д. Юркевич, К.Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания»), П.Ф. Каптерев («Педагогическая психология») выступали за перевод педагогики на психологическую основу.

Развитию психологии способствовало развитие промышленного производства в России, потребности повышения производительности труда.

В 40-х годах в рамках Русского географического общества создается программа по изучению психологии народов России («психической этнографии»). Большое значение имели также исследования проблемы происхождения и развития языка. Они проводились А.А. Потебней (1835-1891), который: выявил роль языка в формировании видения мира, отличного у разных народов; показал роль языка в объективации мысли; выделил три этапа в истории развития сознания человечества: мифологическое, художественнопоэтическое и научное.

Остановимся более детально на идеях представителей идеалистического направления в российской психологии этого периода — А.И. Введенского, М.И. Владиславьева, М.М. Троицкого, Н.Я. Грота, Г. И. Челпанова.

Профессор Петербургского университета А.И. Введенский (1856-1925) в труде «Психология без всякой метафизики» (1914) выдвинул следующие положения: призывал отказаться от обсуждения в психологии философских вопросов, ибо она изучает душевные явления как факты внутренней природы безоце- ночным образом; задачей психологии является исследование состава каждого душевного явления, его элементов, влияния друг на друга различных душевных явлений (памяти — на мышление, мышления — на волю и т.д.).
В труде «О пределах и признаках одушевления» (1892) Введенский доказывает положение о том, что психическое не имеет никаких внешних материально выраженных признаков («закон отсутствия объективных признаков одушевления»); из этого следует, что единственным методом исследования в психологии является метод интроспекции.

В 1866 году выходит в свет труд профессора Петербургского университета М.И. Владиславлева «Современные направления в науке о душе», а в 1881 — 2-х томник «Психология», в которых он: осуществил большой исторический обзор развития психологических знаний; пропагандировал эмпирические исследования и эксперимент; в то же время, выступал против материализма и физиологических методов в психологии.

В 1885 году в России создается Московское психологическое общество, которое просуществовало до 1910 года. Общество было основано профессором Московского университета М.М. Троицким, являвшегося представителем идеалистического направления в психологии и сторонником английской эмпирической психологии.

Его работы: «Немецкая психология в текущем столетии» (1867), «Наука о духе» (1882).
В 1889 году Н.Я. ]фот, приемник Троцкого, лидер идеалистически ориентированной психологии в России в 80-х — 90-х гг. XIX века, основывает журнал «Вопросы философии и психологии».
В своем труде «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1880) он выдвигал следующие положения: каждый психический акт включает четыре фазы:

  • влияние впечатлений на организм,
  • переработка их во внутреннее (чувствование),
  • вызванное внутренним впечатлением внутреннее движение,
  • внешнее движение организма навстречу предмету; ввел понятие «деятельность» в число основных психологических понятий; был сторонником психологического эксперимента, в котором учитывается сознание и самосознание человека.

В 1912 году под руководством Г.И. Челпанова (1862-1936) начал свою работу Психологический институт имени Щукиной при императорском Московском университете (официальное открытие состоялось в 1914 г.), где прошли становление 150 ученых — психологов.
Его основные идеи: в своем труде «Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе» (1909) ученый высказывал следующие суждения:

  • выступал против материализма в психологии, рассматривая его как процесс сведения психологического к физиологическому;
  • ратовал за принцип психофизиологического параллелизма, т.е. признавал автономность психических процессов и их осуществление синхроннофизиологическим;
  • первоначально пропагандировал вундтовский эксперимент, затем — изучение внутренней активности и внечувственного мышления, позже — изучение чистого сознания, свободного от используемых в эксперименте стимулов;
  • суть аналитического метода Челпанова — извлечение элементов идеального знания из внутреннего опыта;
  • издает учебник «Введение в экспериментальную психологию» (1915), ставший пособием по психологическому практикуму для студентов;
  • изучал проблемы восприятия пространства и времени; совместно с учеником Г.Г. Шпетом (1879-1940) редактировал печатный орган института — «Психологическое обозрение».

За феноменализм в психологии (возможность познания души только изнутри), признание бессмертии души выступали такие русские ученые,как С. Л.Франк («Душа человека», 1917), Л.М. Лопатин («Неотложные задачи современной мысли», 1917).

Материалистическую линию в русской психологии в рамках естественнонаучного материализма, развивая идеи Сеченова, продолжали ученые Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский.

Н.Н. Ланге (1858-1921), один из основоположников экспериментальной психологии в России, основатель психологической лаборатории в Новороссийском университете (1896), автор труда «Психологические исследования» (1983).
Основные идеи Ланге:

  • считал, что психика представляет собой реальный факт;
  • процесс восприятия идет от целостного впечатления до подробного различения;
  • ощущение включает в себя: а) простой толчок («что-то случилось»), б) осознание рода раздражителя, в) форму предмета, г) место в пространстве;
  • внимание — это двигательная реакция организма, которая улучшает условия восприятия;
  • колебание внимания — это результат мускульных движений глазных мышц;
  • внимание имеет три формы: рефлекторную, инстинктивную, волевую.

Еще одним из основоположников экспериментальной психологии в России является Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), невропатолог, психиатр, психолог.
Основные труды Бехтерева: «К физиологии равновесия тела» (1883), «Теория образования наших представлений о пространстве» (1884), двухтомный труд «Проводящие пути головного и спинного мозга» (1892), «Объективная психология» (1907-1912 гг.)
В своем труде «Объективная психология» Бехтерев, исходя из результатов экспериментальных исследований, предлагает новую систему понятий в психологии. Бехтерев:

  • считал, что объектом изучения нового направления в психологии — рефлексологии — должна стать сочетательная деятельность;
  • сочетательная деятельность включает совокупность сочетательных рефлексов, которые формируются у индивида в процессе жизни;
  • сочетательный рефлекс по Бехтереву — это ответ организма на внешнее раздражение в виде комплексной мышечной реакции организма, которая обеспечивает сосредоточенность организма на объекте и его лучшее восприятие;
  • в сочетательном рефлексе проявляется активность самого организма, обратное его воздействие на восприятие физического раздражителя;
  • сочетательный рефлекс в школе Бехтерева рассматривался как коррелят внимания, как основа ощущений, восприятий, памяти, организации поведения организма (с точки зрения рефлексологии все процессы мысли имеют выражение в объективных проявлениях);
  • рефлексология стремилась изучать человека и его активность, используя методы объективного, экспериментального исследования.

Недостатками рефлексологии признаны: механистическая трактовка психического, рефлексологический редукционизм (низведение всех проявлений психического на личностном и социальном уровнях к рефлексам, соотносительной деятельности).

Большое влияние на развитие отечественной психологии оказали открытия физиолога Ивана Петровича Павлова (1849-1936). Он:

  • открыл условные рефлексы, которые формируются в процессе жизни живого существа путем опосредования безусловных рефлексов сигналами;
  • открыл свойства нервной системы: силу процессов возбуждения и торможения, подвижность процессов возбуждения и торможения и уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Совокупность данных свойств определяет тип высшей нервной деятельности, который, в свою очередь, является физиологической основой темперамента (например, высокая сила нервных процессов, их высокая подвижность и уравновешенность присущи сангвиническому темпераменту);
  • открыл первую сигнальную систему, основанную на образах, и вторую сигнальную систему, основанную на словах. Преобладание первой сигнальной системы определяет художественный тип личности, а второй — мыслительный тип;
  • открыл механизмы динамики нервных процессов (торможение, иррадиацию, концентрацию и др.), ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы, разработал концепцию динамического стереотипа как устойчивого комплекса последовательных реакций на определенный раздражитель.

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942), отечественный психофизиолог. Основные идеи и открытия:

  • в 1904 году открыл феномен предуготовности организма к ответу на внешний стимул;
  • в начале 20-х годов выдвигает идею о доминанте как особом системном рефлексе, которому в физиологическом плане соответствует временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, тормозящий деятельность других центров головного мозга;
  • с психологической точки зрения доминанта означает готовность к деятельности;
  • восприятие среды трактовал как построение «интегрального образа», который зависит от мотивации;
  • понятия и представления рассматривал как следы от пережитой ранее доминанты;
  • для жизнедеятельности человека огромную роль играет доминанта на лицо другого человека;
  • благодаря ей человек не просто осознает себя как личность, но впервые сам становится личностью.

В становлении в России экспериментальной психологии заметную роль сыграли такие ученые, как А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, Г.И. Россолимо. Нечаев в 1901 году организовал лабораторию экспериментальной психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений, развернул экспериментально — психологические исследования основ школьного обучения. При психологической лаборатории Нечаева в 1904 году были созданы педологические курсы (директор Н.Е. Румянцев), по его инициативе были организованы Всероссийские съезды по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916).

За расширение области применения эксперимента выступал А.Ф. Лазурский (1874-1917). Он:

  • разработал метод естественного эксперимента, суть которого заключается в наблюдении по специальной программе за поведением испытуемых в естественных условиях;
  • естественный эксперимент, также как и лабораторный, подразумевал влияние экспериментатора на ход событий с помощью обычных средств;
  • в своем труде «Очерк науки о характерах» разработал характерологию или психологическую концепцию индивидуальных различий характеров людей и предложил типологию характеров.

Г.И. Россолимо (1860-1928), невропатолог-клиницист. Он:

  • разработал метод психологических профилей для экспериментального изучения личности;
  • выделял 11 психических процессов, которые подвергались оценке по 10-бальной шкале: внимание, воля, точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность;
  • составленные профили являлись основой для изучения интеллектуальных способностей, выявления дефектности личности (значительной, средней, слабой).
content

Share
Published by
content

Recent Posts

Магнитное поле тока. Магнитные силовые линии

Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…

1 год ago

Постоянные магниты

Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…

1 год ago

Соединение конденсаторов

В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…

1 год ago

Обозначение конденсаторов

Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…

1 год ago

Виды конденсаторов

Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…

1 год ago

Энергия поля конденсатора

Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накоп­ленную в конденсаторе, можно определить…

1 год ago