0Переходим рассмотрению к изучению этапа, связанного с формированием экспериментальной психологии, применением эксперимента в различных отраслях психологии (80-е гг. XIX в. — первое 10-летие XX в.).
Наиболее интенсивно психология в этот период развивалась в России, Германии, Австрии, Англии, США и Франции.
Во 2-ой половине XIX века в России складываются как материалистические, так и идеалистические тенденции в объяснении психических явлений. Первые исходили из материальной природы психики, вторые — из идеальной.
Большое влияние на популяризацию психологии в России в XIX веке (особенно во II половине) оказала педагогика. Так, Н.Х. Бессель, П.Д. Юркевич, К.Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания»), П.Ф. Каптерев («Педагогическая психология») выступали за перевод педагогики на психологическую основу.
Развитию психологии способствовало развитие промышленного производства в России, потребности повышения производительности труда.
В 40-х годах в рамках Русского географического общества создается программа по изучению психологии народов России («психической этнографии»). Большое значение имели также исследования проблемы происхождения и развития языка. Они проводились А.А. Потебней (1835-1891), который: выявил роль языка в формировании видения мира, отличного у разных народов; показал роль языка в объективации мысли; выделил три этапа в истории развития сознания человечества: мифологическое, художественнопоэтическое и научное.
Остановимся более детально на идеях представителей идеалистического направления в российской психологии этого периода — А.И. Введенского, М.И. Владиславьева, М.М. Троицкого, Н.Я. Грота, Г. И. Челпанова.
Профессор Петербургского университета А.И. Введенский (1856-1925) в труде «Психология без всякой метафизики» (1914) выдвинул следующие положения: призывал отказаться от обсуждения в психологии философских вопросов, ибо она изучает душевные явления как факты внутренней природы безоце- ночным образом; задачей психологии является исследование состава каждого душевного явления, его элементов, влияния друг на друга различных душевных явлений (памяти — на мышление, мышления — на волю и т.д.).
В труде «О пределах и признаках одушевления» (1892) Введенский доказывает положение о том, что психическое не имеет никаких внешних материально выраженных признаков («закон отсутствия объективных признаков одушевления»); из этого следует, что единственным методом исследования в психологии является метод интроспекции.
В 1866 году выходит в свет труд профессора Петербургского университета М.И. Владиславлева «Современные направления в науке о душе», а в 1881 — 2-х томник «Психология», в которых он: осуществил большой исторический обзор развития психологических знаний; пропагандировал эмпирические исследования и эксперимент; в то же время, выступал против материализма и физиологических методов в психологии.
В 1885 году в России создается Московское психологическое общество, которое просуществовало до 1910 года. Общество было основано профессором Московского университета М.М. Троицким, являвшегося представителем идеалистического направления в психологии и сторонником английской эмпирической психологии.
Его работы: «Немецкая психология в текущем столетии» (1867), «Наука о духе» (1882).
В 1889 году Н.Я. ]фот, приемник Троцкого, лидер идеалистически ориентированной психологии в России в 80-х — 90-х гг. XIX века, основывает журнал «Вопросы философии и психологии».
В своем труде «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1880) он выдвигал следующие положения: каждый психический акт включает четыре фазы:
В 1912 году под руководством Г.И. Челпанова (1862-1936) начал свою работу Психологический институт имени Щукиной при императорском Московском университете (официальное открытие состоялось в 1914 г.), где прошли становление 150 ученых — психологов.
Его основные идеи: в своем труде «Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе» (1909) ученый высказывал следующие суждения:
За феноменализм в психологии (возможность познания души только изнутри), признание бессмертии души выступали такие русские ученые,как С. Л.Франк («Душа человека», 1917), Л.М. Лопатин («Неотложные задачи современной мысли», 1917).
Материалистическую линию в русской психологии в рамках естественнонаучного материализма, развивая идеи Сеченова, продолжали ученые Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский.
Н.Н. Ланге (1858-1921), один из основоположников экспериментальной психологии в России, основатель психологической лаборатории в Новороссийском университете (1896), автор труда «Психологические исследования» (1983).
Основные идеи Ланге:
Еще одним из основоположников экспериментальной психологии в России является Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), невропатолог, психиатр, психолог.
Основные труды Бехтерева: «К физиологии равновесия тела» (1883), «Теория образования наших представлений о пространстве» (1884), двухтомный труд «Проводящие пути головного и спинного мозга» (1892), «Объективная психология» (1907-1912 гг.)
В своем труде «Объективная психология» Бехтерев, исходя из результатов экспериментальных исследований, предлагает новую систему понятий в психологии. Бехтерев:
Недостатками рефлексологии признаны: механистическая трактовка психического, рефлексологический редукционизм (низведение всех проявлений психического на личностном и социальном уровнях к рефлексам, соотносительной деятельности).
Большое влияние на развитие отечественной психологии оказали открытия физиолога Ивана Петровича Павлова (1849-1936). Он:
Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942), отечественный психофизиолог. Основные идеи и открытия:
В становлении в России экспериментальной психологии заметную роль сыграли такие ученые, как А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, Г.И. Россолимо. Нечаев в 1901 году организовал лабораторию экспериментальной психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений, развернул экспериментально — психологические исследования основ школьного обучения. При психологической лаборатории Нечаева в 1904 году были созданы педологические курсы (директор Н.Е. Румянцев), по его инициативе были организованы Всероссийские съезды по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916).
За расширение области применения эксперимента выступал А.Ф. Лазурский (1874-1917). Он:
Г.И. Россолимо (1860-1928), невропатолог-клиницист. Он:
Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…
Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…
В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…
Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…
Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…
Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накопленную в конденсаторе, можно определить…