После Великой Октябрьской социалистической революции в стране начинается перестройка психологии на основах марксизма, использование психологии в целях повышения эффективности труда, рационального использования трудовых ресурсов.
По инициативе Ленина в 1921 году создается Центральный институт труда, а впоследствии создаются институты труда, психотехнические и психофизиологические лаборатории в различных ведомствах, на предприятиях, в том числе — в армии. Была создана психотехническая лаборатория и в Институте экспериментальной психологии Московского университета. В 1923 году в стране насчитывалось 13 научных институтов, занятых изучением проблем труда и производства. В рамках психотехники (отрасль психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте), рефлексологии (основатель В.М. Бехтерев), реактологии (основанное К.Н. Корниловым направление в советской психологии, трактующее ее как науку о поведении живых существ; центральное понятие — «реакция») проводятся исследования проблем профотбора, профконсультации, утомления, повышения работоспособности человека, борьбы с промышленным травматизмом и аварийностью, рационализации профессионального образования. Изучались закономерности формирования трудовых навыков, были созданы специальные тренажеры (С.Г. Геллерщтейн), изучались трудовые движения (А.К. Гастевой, Н.А. Бернштейн, К.Х. Кекчеевым).
Проблемы строительства новой школы решались в рамках педологии — целостной науки о развитии. Содержанием педологии является совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка. В стране была создана широкая сеть педологических учреждений. При этом в низовых педологических ячейках на первом плане стояли тестовые обследования по определению успеваемости, определению умственного возраста и профотбору.
В 20-е годы в отечественной психологии проходят острые дискуссии о методологических основах науки. После I (1923) и II (1924) съездов по психоневрологии был сделан выбор в пользу марксизма. С 1923 года в журналах «Под знаменем марксизма», «Большевик», «Вестник коммунистической академии» печатаются статьи, посвященные марксистскому обоснованию основных проблем психологии. С 1928 года начинает выходить журнал «Психология, педология и психотехника» под редакцией А.Б. Залкинда, К.Н. Корнилова, Н.Н. Шпильрейна, в котором также обсуждаются методологические проблемы новой психологии.
Однако переход отечественной психологии на основы диалектического материализма происходил не сразу, так как было сильно влияние отечественных дореволюционных направлений и западной психологии.
В России ответом на кризис в психологии явилась разработка новых методологических подходов и направлений. Одним из них стала реактология. Ее автор, К.Н. Корнилов (1879-1957), провозгласил задачей психологии исследование поведения человека как совокупности реакций на биосоциальные раздражители, то есть фактически следовал в русле бихевиоризма.
Основные идеи Корнилова:
Поведение как предмет психологии определяют также М.Я. Бассов (1892-1931) и П.П. Блонский (1884-1941).
Михаил Яковлевич Бассов (1892-1931), отечественный психолог.
Его основные труды: «Воля как предмет функциональной психологии» (1923), «Общие основы педологии» (1931), «Методика психологических наблюдений над детьми» (1925). Главным предметом исследований Бассова была психология развития личности ребенка.
Основные идеи:
Павел Петрович Блонский (1884-1941), отечественный психолог.
Основные идеи Блонского:
Выступал за комплексный подход к изучению ребенка, им осуществлены исследования по педологии («Педология», 1934) и возрастной психологии («Очерки детской сексуальности», 1935). июля 1936 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое упразднило педологию и приостановило изучение проблем, связанных с развитием ребенка. В качестве повода для данного решения были выбраны следующие недостатки педологии: необоснованные оценки педагогически запущенных детей, эклектизм. Данное постановление было вызвано политическими причинами и нанесло огромный ущерб развитию отечественной психологии.
Еще одним направлением развития отечественной психологии в 1 -ой половине XX века явилась теория установки, созданная грузинским психологом
Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950). Он считал, что в основе психической деятельности и поведения человека л ежит установка как целостное неосознаваемое состояние, обусловливающее готовность человека к определенному поведению. В дальнейшем эту концепцию развивали А.С. Прангишвили, И.Т. Бжалава, В.Г. Норакидзе и другие.
Узнадзе был автором университетских учебников, в которых обобщался и анализировался опыт, накопленный в психологической науке: «Экспериментальная педагогика» (1912), «Основы экспериментальной психологии» (1925), «Общая психология» (1940), «Психология ребенка» (1947) и др.
Анализ различных концепций зарубежной психологии привел Узнадзе к выводу о том, что во всех существующих зарубежных теориях не преодолен «постулат непосредственности». Истоки этого Узнадзе видел в ориентации психологии на естествознание, при этом игнорировался субъект деятельности — личность. Ответом на преодоление «постулата непосредственности» и явилось создание теории установки.
Основные положения теории Узнадзе:
В настоящее время в школе Узнадзе накоплено множество экспериментальных данных, созданы оригинальные методы исследования, изучены закономерности смены установки, разработана основанная на теории установки система психотерапии — сеттерапия.
Недостатки теории: абсолютизация категории установки.
Создателем культурно-исторической концепции в отечественной психологии явился Л.С. Выготский (1896-1934). Согласно этой концепции решающую роль в формировании психики человека играет социальная среда и прежде всего обучение. Идеи Выготского нашли свое отражение в концепциях его последователей: А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и другими.
Отечественными психологами С.Л. Рубинштейном (1889-1960) и А.Н. Леонтьевым (1903-1979) была разработана психологическая теория деятельности. По мнению Рубинштейна, человек и его психика формируются и проявляются в деятельности. Психология же призвана изучать психическую сторону деятельности. Единицей деятельности ученый рассматривал действие, которое, в свою очередь, состоит из движений. Концепция Рубинштейна развивалась и развивается его последователями: А.В. 5рушлинским, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой и другими.
А. Н. Леонтьев в качестве предмета психологии рассматривал порождение, функционирование и структуру психического отражения в процессе деятельности. Психологическая теория деятельности в наибольшей степени разрабатывалась в отечественной психологии и нашла свое отражение во всех отраслях психологии в нашей стране. Концепция А.Н. Леонтьева получила развитие в трудах П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Г.М. Андреевой, А. Г. Асмолова, В.К. Вилюнаса, В.П. Зинченко и многих других.
П.Я. Гальперин (1902-1988) выдвинул концепцию, согласно которой психика человека есть ориентировочная деятельность, поэтому она и должна стать предметом психологии. Идеи Гальперина были развиты в трудах В.В. Давыдова (1930-1998), который исследовал содержание и строение учебной деятельности, ее связи с развитием сознания, личности и способности ребенка, а также в трудах Н.Ф. Талызиной и других исследователей.
Ленинградский ученый Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) предложил комплексный подход к изучению психики человека, так как психические явления обусловливаются одновременным воздействием многих факторов.
Основные работы Ананьева: «Психология педагогической оценки» (J935), «Психология чувственного познания» (I960), «Человек как предмет познания» (1969).
Основные идеи Ананьева:
Одним из основоположников отечественной Дифференциальной психофизиологии явился Борис Михайлович Теплов (1896-1965).
Основные работы: «Психология музыкальных способностей (1940), «Проблемы индивидуальных различий» (1961), «Способности и одаренность» (1941), «Ум полководца» (1943).
Вклад Теплова в развитии психологии:
Основоположницей отечественной патопсихологии явилась Блюма Вульфовна Зейгарник (1900-1988), ученица К. Левина. Она:
Основателем отечественной нейропсихологии явился Александр Романович Лурия (1902-1977) (нейропсихология — отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных повреждений головного мозга). Он:
В 70-е годы Лурия сосредоточивает усилия на создании советской нейропсихологической школы. В 1973 году выходит его книга «Основы нейропсихологии», ряд обобщающих работ. Лурия также продолжает исследование нейропсихологии памяти, речи, а в 1979 году выходят его монографии «Основы нейролингвистики», «Язык и сознание». Всего — 547 публикаций.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и теория деятельности нашли отражение в исследованиях Даниила Борисовича Эльконина (1904-1984), который:
Развитию отечественной возрастной психологии способствовали исследования Л.И. Божович (1908- 1981) и М.И. Лисиной (1929-1980). Так, Божович изучала процесс формирования личности детей, который она рассматривала как развитие независимости от окружающей среды, когда поведение ребенка все больше определяется не внешней ситуацией, а внутренними мотивами. В свою очередь М.И. Лисина описала процесс развития общения взрослых и детей на разных этапах возрастного развития.
Большое значение для развития отечественной психологии имело создание в 1957 году Общества психологов СССР и проведенные им съезды в 1959, 1963, 1968, 1971, 1977, 1983 и 1989 годах. После развала СССР было создано Российское психологическое общество при Президиуме Российской академии наук, учрежденный съезд которого прошел в ноябре 1994 года. В России периодически проводятся конференции и съезды по психологии. Так, в июне 2003 года прошел уже третий съезд психологов России, а в мае 2003 года — третий Всероссийский съезд практических психологов образования. Результаты исследований отечественных ученых находят отражение в различных периодических изданиях, таких как «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическое обозрение», «Мир психологии» и других.
В последнее время в отечественной психологии наблюдается поиск новых методологических подходов к решению задач психологии, активно изучается зарубежный опыт, интенсивно развивается этнопсихология, космическая психология, психосемантика, экономическая психология, все большее значение придается психологической помощи. Российская психология оказывает все большее влияние на различные сферы общественной жизни — политику, экономику, право и образование, а психологические службы созданы в Вооруженных силах РФ, МВД, таможенной службе, школах, детских садах и других организациях.
Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…
Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…
В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…
Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…
Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…
Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накопленную в конденсаторе, можно определить…