Категории: Психология

Психологические концепции в учениях XVIII в.

В XVIII в. происходило дальнейшее развитие эмпиризма и оформление ассоцианизма в философских и психологических воззрениях. Новые психологические идеи появляются также в трудах немецких и русских ученых.

Рассмотрим основные психологические идеи представителей английского ассоцианизма ХХЛ II в. — Джорджа Беркли, Дэвида Юма и Дэвида Гартли.

Джордж Беркли (1685-1753), епископ англиканской церкви в Ирландии, философ, математик, физиолог, экономист. Беркли разделял идеи Локка о роли ощущений как источнике опыта, но при этом отрицал объективность отражения материального мира в ощущениях. Для психологии представляет интерес его исследование зрительного восприятия, результаты которого были изложены в трактате «Опыт новой теории зрения»:
— бывшие от рождения слепые люди, прозревая, не различают расстояния (как, впрочем, и новорожденные), поскольку восприятие пространства формируется на основе ассоциации, т.е. взаимосвязи воспринимаемого образа предмета с уровнем мышечного напряжения глаз, углом поворота глаз и яркостью объекта. К этому добавляются ассоциации:

  • между образом предмета и перемещением до него,
  • между образом предмета и осязанием его.

Все эти ассоциации и позволяют сформироваться восприятию пространства.

Дэвид Юм (1711-1776), английский философ — идеалист, историк. Его основные произведения: «Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом разумении», «Естественная история религии», «Диалоги о естественной религии».
Основные психологически значимые идеи Юма: признавал, как и Беркли, существование чувственного опыта, но ограничивал его потоком впечатлений; за впечатлениями — неизвестность (т.е. никто не знает, чем они вызваны); в основе всего познания лежат ассоциации между впечатлениями и их отражениями в форме идей; идеи могут быть простыми и сложными; сложные идеи образуются на основе ассоциаций; ассоциации бывают двух видов: случайные (или неправильные) и естественные (или правильные); первые образуются на основе смежности во времени и пространстве, вторые — на основе сходства и причинности; наблюдаемые человеком причинно-следственные связи (например, когда один шар, сталкиваясь, приводит в движение другой) — это привычная ассоциация; реальные причины не известны; рассматривал Вселенную по аналогии с разумом, фактически был субъективным идеалистом, но в Бога не верил (после смерти его могила в течение недели охранялась от осквернения религиозными фанатиками).

Дэвид Гкртли (1705-1757), врач и философ. Его главный труд — «О человеке, его строении, его обязанностях и упованиях»; под влиянием идей Ньютона им были написаны также труды «Оптика», «Математические начала натуральной философии».
Основные психологически значимые идеи Гартли:

  • нервная система и психика человека функционируют по закону вибраций: «пульсации» внешнего мира вызывают большие вибрации в спинномозговых и черепно-мозговых нервах, последние вызывают малые вибрации в белом веществе мозга;
  • малые вибрации сохраняются и влияют на поведение человека в будущем, вибрации из мозга передаются в мышцы и обеспечивают нужное движение. Это была вторая после Декарта, говоря современным языком, модель рефлекторной дуги;
  • в основе душевной жизни человека лежит взаимодействие вибраций;
  • вибрации являются основой ассоциаций, а уже на основе ассоциаций возникают все психические явления;
  • общие истины (на современном языке — понятия) — это распространение по ассоциации какого-либо признака одного предмета на другие предметы;
  • сложные душевные явления есть произведенные от ощущений, идей ощущений (идеаций), удовольствия либо страдания и произвольных движений;
  • произвольные движения — это результат ассоциации врожденных автоматизмов и возникших в мозгу ощущений (фактически, Гартли описал модель явления, которое И.П. Павлов назовет условным рефлексом);
  • Гартли выделял первичные автоматизмы (полупроизвольные, произвольные движения) и вторичные автоматизмы (говоря современным языком — навыки и привычки);
  • для воспитания человека большое значение имеет формирование у ребенка по законам ассоциаций хороших страстей, т.к. сильные положительные страсти порождают положительные действия.

XVIII в. отмечен также развитием во Франции эмпиризма в философской и психологической мысли. На его формирование оказали влияние Р. Декарт, Д. Локк и философы эпохи Просвещения — Вольтер Руссо, Дидро, Монтескье, Гольбах и др.

Остановимся на анализе психологических идей представителей французского эмпиризма, таких, как Этьен Кондильяк, Жюльен Ламетри, Клод Гельвеции, Дени Дидро и Пьер Кабанис.

Этьен Кондильяк (1715-1780), философ, французский просветитель, священник, был воспитателем внука Людовика XV — дона Фердинанда. Основные труды: «Трактат об ощущениях», «Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и достоинства».
Основные психологически значимые идеи Кондильяка: все психические функции человека складываются из ощущений и их различных превращений. Человек есть ни что иное, как то, что он приобрел благодаря ощущениям: природа дает человеку органы ощущений, удовольствие и страдание; остальное человек приобретает опытным путем. В качестве метафоры Кондильяк описал мраморную статую, которой было дано только одно ощущение — ощущение запаха. Благодаря этому у нее сформировались все другие психические процессы. Так, сосредоточение на запахе — это внимание, сохранение запахов — это память, сравнение двух запахов дает суждение и т.д.; человеку трудно наблюдать все, что происходит в нем самом (т.е. высказывается идея о наличии неосознаваемых явлений).

Жюльен Ламетри (1709-1751), французский философ, врач, автор трудов «Человек — машина», «Система Эпикура», «Человек — растение», «Естественная история души». За свои произведения был приговорен к казни, но нашел спасение у прусского короля Фридриха II. Был атеистом.
Основные психологически значимые идеи Ламетри:

  • основа любого познания — ощущения: «Нет более надежных руководителей, чем наши чувства… Только они могут просветить разум в поисках истины». Этот подход был назван сенсуализмом;
  • считал психику (или душу) атрибутом материи; все живые существа — это ступени в развитии природы; отличие более высших существ — в их организации и связанных с нею потребностях;
  • превосходство человека над животными связано с образованием и воспитанием;
  • различная организация и различные потребности живых существ приводят к различию в средствах удовлетворения потребностей и различию в уровне их активности;
  • подчеркивал большую роль внимания в психической жизни человека: «Внимание — это ключ, могущий открыть ту единственную часть мозговой ткани, в которой живет идея…»;
  • познание начинается с ощущений и сводится к построению, комбинированию полученных образов с помощью воображения и внимания.

Клод Гельвеции (1715-1771), французский философ, автор трудов «Об уме», «О человеке».
Основные психологически значимые идеи Гельвеция:

  • все люди от природы равны, неравными людей делает воспитание, случайность и интерес («Гений есть продукт случайностей», «Случай — господин всех изобретателей»);
  • люди не получают одинакового воспитания в связи с разной формой правления в государстве, разными друзьями, любовницами, окружающими людьми, прочитанными книгами и в связи с другими случайностями;
  • интерес определяет, воспользуется ли человек предоставленным случаем или проявит безразличие;
  • основу мышления составляют ощущения: «Выносить суждения — значит ощущать».

Оппонентом Гельвеция был французский философ и просветитель Дени Дидро (1713-1784), один из создателей французской «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780). Основные труды: «Мысли к объяснению природы», «Разговор Даламбера и Дидро», «Философские основания материи и движения», «Элементы физиологии».
Основные психологически значимые идеи Дидро:

  • люди от рождения неравны; не разделял точку зрения Гельвеция, отождествлявшего ощущения и мышление;
  • вся материя обладает чувствительностью; различие живых существ заключается в их сложности; мышление и его продукты носят объективный характер; методами познания признавал эксперимент и наблюдение.

Еще один представитель эмпиризма и французского материализма — Пьер Кабанис (1757-1808), французский просветитель, философ и врач, автор труда «Отношение между физической и нравственной природой человека». (Просветительство — общественно-политическое течение, стремящееся устранить недостатки существующего строя XVIII в. путем распространения идей добра, справедливости и знаний). Просветительство как движение существовало во Франции, Германии (Гете, Шиллер, Лессинг), России (Козельский, Новиков и др.) и других странах.
Основные психологически значимые идеи Кабаниса:

  • на основе изучения физиологии человека делает вывод о том, что мысль выделяется мозгом так же, как желчь печенью;
  • головной мозг «переваривает» поступающие в него «впечатления», производит идеи, которые внешне выражаются в словах, мимике и жестах. Впоследствии этот подход был назван вульгарным материализмом;
  • изучая строение человеческого организма, можно понять строение человеческого общества;
  • выделял три уровня поведения: рефлекторное, полусознательное и сознательное; если орган сознания отсечен, то и страданий нет (когда французский Конвент поручил Кабанису выяснить, не приносит ли нож гильотины страдание, он пришел к отрицательному выводу: движения обезглавленного тела носят рефлекторный характер);
  • в конце жизни признал самостоятельное существование души.

XVIII в. отмечен также вкладом немецких ученых в развитие психологии и связан с именами Христиана Вольфа, Иммануила Канта и Иоганна Фихте.

Христиан Вольф (1679-1754), немецкий философ, просветитель. Основные работы: «Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка», «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734).
Основные идеи и научные открытия Вольфа:

  • использовал в своих трудах термин «психология», который благодаря ему получил распространение в Европе;
  • выделял два вида психологии: эмпирическую и рациональную;
  • эмпирическая психология должна заниматься описанием фактов, полученных на основе наблюдения за явлениями;
  • рациональная психология призвана на основе дедукции выводить явления из сущности души;
  • причиной психических явлений считал способности;
  • именно способность является причиной психической активности;
  • главная способность — это способность представления, которая обусловливает познавательные способности, а те, в свою очередь, обусловливают желательные способности (так, познание вызывает удовольствие, затем суждение об объекте и, наконец, стремление к нему);
  • высказал мысль о возможности измерения в психологии; так, например, величину внимания можно измерить продолжительностью аргументации, воспринимаемой человеком.

Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ. Основные периоды творчества:

  • докритический период. Была написана «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), где дана концепция развития Вселенной из туманности (фактически отрицалась идея Сотворения мира) и выдвинута идея бессмертия души (души переселяются на Вселенную с центром на Сириусе).
  • критический период. Написаны работы: «Критика чистого разума» (1781) — мистическая теория познания; «Критика практического разума» (1788)— критическая этика; «Критика способности суждения» (1790) — критическая эстетика и учение о целесообразности природы; «Антропология» (1798) и др.

Основные психологически значимые идеи:

  • Кант о науке о душе: наука о душе не может существовать, так как с помощью математики нельзя изучать душевные (т.е. психические) явления (критика Вольфа);
  • с душевными явлениями нельзя проводить опыты (т.е. эксперименты), поскольку проведение опыта искажает наблюдаемые душевные явления;
  • наука о душе может стать учением, которое будет описывать историю развития душевных явления и систематизировать их;
  • выделил в структуре души три части: познавательную, чувствующую и желающую; воля подчиняется разуму, а желание проистекает из удовольствия и страдания. Кант о познании: источником опыта являются внешние воздействия, но познает субъект с помощью заведомо свойственных человеку (т.е. априорных) форм познания;
  • априорные формы познания являются предпосылками любого познания и независимы от нашего опыта, т.е. трансцендентальны (от лат transcendens — «выходящий за пределы»);
  • человек познает мир с помощью трех основных познавательных способностей: чувственности, рассудка и разума, где чувственность — это способность к ощущениям, рассудок — способность к понятиям и суждениям, а разум — способность к умозаключениям, доходящим до «идей»;
  • идеи же — это понятия разума о единстве и взаимной обусловленности всех явлений;
  • знание о предмете, получаемое человеком, верно, но ограниченно в своей истинности, поскольку человек познает лишь внешние проявления вещей, тогда как внутренняя сущность вещей непознаваема («вещь в себе»);
  • предметы познаются благодаря апперцепции — активной силе, которая осуществляет синтез первоначально хаотических представлений;
  • научное познание ограничено; все, что непознаваемо — от Бога;
  • разум по своей природе раздваивается из-за возникающих противоречий или антиномий (например, мир и конечен и бесконечен;
  • поведение человека зависит от различных причин и в то же время свободно;
  • время есть и его нет);
  • выход из этого состояния раздвоения — ограничить знание верой.

Кант об этике:

  • всякий человек — самоцель и не может быть средством достижения чего-либо;
  • основной закон этики — категорический императив (т.е. требование, имеющее безусловную форму);
  • согласно этому закону человек должен относиться к человеку и человечеству в целом как к цели, а не как к средству: относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к нему;
  • возникающие в жизни человека противоречия между тем, что ему хочется, и тем, что требует нравственный долг, Кант предлагает всегда решать в пользу второго;
  • человек знает о нравственных законах априори;
  • Кант провозглашает равенство всех людей в способности к свободному поведению;
  • умысел (т.е. мотивация) придает нашему поведению моральную ценность.

Кант об эстетике:

  • эстетика — это незаинтересованное удовольствие»;
  • высшее искусство — поэзия, которая способна изобразить идеал, в том числе — идеал человека.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), немецкий философ, ученик Канта. Основные труды Фихте: «Опыт критики всяческого откровения» (1792), «Основа будущего науконаучения» (1794-1795), «Основа естественного права» (1797), лекция «Нравоучение» (1797), «Понятие образованного человека» (1797), «Закрытое торговое государство» (1800), «Назначение человека» (1800).
Основные идеи Фихте, значимые для истории психологии:

  • вещь познаваема; материализм есть догматизм; познание должно идти от сознательной установки к мышлению;
  • отправной пункт всякого познания есть «Я», которое равно всему, что вообще мыслимо (субъективный идеализм);
  • познание — это движение мысли по схеме: тезис — антитезис — синтез (но у Гегеля антитезис выводится из тезиса, а у Фихте — становится рядом его противоположность);
  • «Я» противостоит «не Я», субъекту — объект, сознанию — природа, и т.д.;
  • «Я» — деятельно;
  • деятельность «Я» — это нравственное поведение, соблюдение морали, выполнение долга;
  • осуществлению этого противостоит природа человека («не Я»), поэтому условие соблюдения нравственного закона — преодоление чувственных побуждений;
  • высшая способность ума — «интеллектуальная интуиция», т.е. непосредственное созерцание истины;
  • источник деятельности субъекта — постоянно воспроизводящееся противоречие между деятельностью и задачей: преодолевая препятствие, субъект приближается к тождеству с самим собой (это тождество — недостижимый идеал);
  • человек познает, потому что вынужден действовать;
  • знание — средство господства над природой;
  • воля человека детерминирована природой и обществом, но свобода достигается через добровольное подчинение познанной необходимости;
  • ощущение есть собственный продукт Я, который не осознается; осознанию чего-то внешнего предшествует осознание самого себя;
  • благодаря осознанию самого себя, человек лишает природу господства над самим собой;
  • человек должен сделать природу и общество идентичными себе, своему внутреннему естеству: человек есть сам себе цель;
  • общество должно гарантировать не только формальное равенство его членов, но реальное право на определенную свободную деятельность в любой выбранной отрасли (это общество было названо «торговым государством»).

Зарождение психологической мысли в России XVIII в. связано с именами М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, а также Н.Н. Поповского, Н.Н. Новикова, Д.С. Аничкова, С.Е. Десницкого, Я.П. Козельского и др.
Русские просветители пропагандировали распространение знаний в народе, призывали к социальным реформам (в частности, реформе крепостничества), проводили активную издательскую деятельность, переводили труды зарубежных авторов (например, Локка, французских и немецких просветителей), распространяли идеи гуманизма, пропагандировали естественно-научный и исторический подходы к изучению человека и общества. Однако многие из них, как и некоторые французские просветители (Вольтер Руссо), английские (Локк, Ньютон, Юм) и немецкие ученые (Лейбниц), разделяли деистические идеи. Деизм — это учение, признающее существование Бога в качестве безличной первопричины мира, который развивается дальше по своим законам. Среди русских просветителей деистические идеи высказывали Радищев, Козельский, Новиков (был без суда заключен «просвещенной» Екатериной II в Шлиссельбургскую крепость за вполне умеренные просветительские идеи: выступал против крепостничества и «рабского состояния» людей) и др.
Остановимся несколько подробнее на рассмотрении научных идей М.В. Ломоносова и А. Н. Радищева.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский ученый, автор работ «Слово о происхождении света», «Краткое руководство к риторике», «О слоях земных» и др.
Основные идеи, имеющие значимость для истории психологии:

  • рассматривал ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира; отмечал роль мозга в различении раздражений;
  • основой познания считал соединение эмпирических методов с теоретическим обобщением;
  • в работе «Слово о происхождении света» (1757) выдвинул трехкомпонентную теорию цвета (в 1801 г. она была заново открыта английским физиком и врачом Т. Юнгом и впоследствии разработана Г. Гельмгольцем);
  • в работе «Краткое руководство к риторике» (1744) высказывает свои взгляды на роль ума в борьбе со страстями, роль воображения и представления в процессе овладения языковыми средствами;
  • в работе «О слоях земных» выдвинул идею об эволюции растительного и животного мира; был сторонником просвещения как средства изменения общества.

Материалистические взгляды на психику получили свое развитие в трудах Александра Николаевича Радищева (1749-1802), русского философа-материалиста, экономиста, правоведа.
Основные сочинения: «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке, его смертности и бессмертии».
Основные психологические идеи Радищева:

  • в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» (написан в сибирской ссылке) высказывает идею о единстве психического и материального (души и тела);
  • под проявлениями души понимал жизнь, чувственность и мысль — все это есть производные материальной субстанции; считал, что отличие человека от животного состоит в том, что он не приспосабливается к природе, а преобразует ее, обладает речью, прямой походкой;
  • говорил о значении руки и овладения речью в формировании человека;
  • признавая большую роль воспитания, подчеркивал роль природных задатков человека;
  • признавал независимость бытия от познания человека;
  • человек властен над своими желаниями и страстями;
  • при этом процесс внимания рассматривал как проявление активности;
  • высказывал мысль о стремлении людей к подражанию, которое происходит «машинально», чем и объяснял тот факт, что правителям удается подчинять себе многочисленные толпы людей. Подражание, с его точки зрения, лежит и в основе такого явления, как «месмеризм» (Франц Месмер, австрийский врач, выдвинувший теорию «животного магнетизма» и лечивший людей этим магнетизмом);
  • в конце жизни приходит к выводу о бессмертии души: «Человек по разрушении тела своего не может ничтожествовать… мысленность его, будучи всех сил естественных превосходнее и совершеннее, исчезнуть не может».

В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии — «Наука о душе» Н. Михайлова. В ней были систематизированы психологические взгляды с точки зрения учения Локка, представителя английского эмпиризма. В ней были описаны такие психические явления, как ощущения, мысли, понимаемые как ассоциации представлений, природа воли.
Таким образом, XVII и XVIII века явились временем активного развития психологических воззрений. Учения и идеи этого периода нашли отражение в идеях XIX в. и активизировали поиск новых.

content

Share
Published by
content

Recent Posts

Магнитное поле тока. Магнитные силовые линии

Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…

1 год ago

Постоянные магниты

Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…

1 год ago

Соединение конденсаторов

В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…

1 год ago

Обозначение конденсаторов

Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…

1 год ago

Виды конденсаторов

Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…

1 год ago

Энергия поля конденсатора

Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накоп­ленную в конденсаторе, можно определить…

1 год ago