Психология

Психологические идеи эпохи эллинизма и Древнего Рима

Начало эпохи эллинизма связано с распадом державы А. Македонского после его смерти (323 г. до н.э.), а окончание ее — с подчинением Египта Риму (30-е гг. до н.э.). Термин эллинизм происходит от самоназвания греков эллинами.

Эпоха эллинизма представлена Академией Платона, перипатетической, стоической, эпикурейской школами, школами скептицизма и эклектизма.

Академия Платона после смерти ее основателя просуществовала до VI в. н.э. В своем развитии она прошла ступени Древней, Средней и Новой академии.

Основные психологически значимые положения учений представителей Академии Платона:

Спевсипп (409-339 гг. до н.э.), племянник Платона, руководивший Академией после смерти Платона: выдвинул идею всеобщей связи наук; мерилом чувственных вещей является «научное восприятие»; с помощью упражнений можно добиться высокой степени наблюдательности.

Ксенофант (395-314 гг. до н.э.): считал, что задача человеческой жизни — освобождение духа от оков чувственности; выделял три вида познания: мышление, восприятие, представление.

Крантор, автор трактата «О страдании»: разработал систему ценностей, где на первом месте стоит добродетель, на втором — здоровье, на третьем — наслаждение, на четвертом — богатство.

Аркесилай (315-240 гг. до н.э.): считал, что истина непостижима, т.к. чувства обманчивы.

Карнеад (ок. 214-129 гг. до н.э.), основатель Средней Академии: критерия истины нет, т.к. чувства обманчивы (например, весло в воде выглядит изогнутым) и разум ненадежен (например, галлюцинации).

Перипатетики (от греч. перепатео — прохаживаюсь) являются последователями Аристотеля.

После смерти Аристотеля созданный им Ликей в течение 34 лет возглавлял Теофраст (372 — 287 гг. до н.э.) — отец ботаники. в трактате «Характеристики» выделил 30 видов характера человека: лицемер, льстец, болтун, деревенщина, нравственный урод, святая простота, брюзга, надоедала и т.д.; основой познания считал опыт.

Аристоксен: звук рассматривал как воспринимаемое органом чувств физическое движение; чувства — зародыши познания; чувства порождаются взаимодействием внутренних органов (как звук от натянутых струн).

Диксарх (2-я пол. IV в. до н.э.): душа есть функция тела, и без тела она ничто; природа всех психологических явлений материальна.

Странтон (ум. 269-268 гг. до н.э.), ученик Теофаста, организовал научный институт в Александрии: душа находится в части мозга, расположенной между бровями (у Аристотеля — в сердце); душа смертна (у Аристотеля — бессмертна); чувства и мышление взаимосвязаны (Аристотель рассматривал чувственные и разумные способности души как самостоятельные и не всегда взаимосвязанные).

Александр Афродизийский (конец II — нач. III в.): общее есть продукт абстрактного мышления мозга; разум в человеке развивается от потенциального к активному состоянию с помощью творческого или божественного разума.

Стоицизм. Как научная система возник в IV в. до н.э. и просуществовал до закрытия всех философских школ как языческих императором Юстинианом в 529 г. Основателем школы был Зенон — стоик (ок. 336-264 гг. до н.э.), ее виднейшими представителями — Клеанф, Аристон, Герил, Персей, Хризипп, Диоген, Антипатр.
Основные психологически значимые идеи школы:

  • жизнь есть бесконечно повторяющиеся циклы; душа есть часть мировой разумной души («пневмы»);
  • душа состоит из восьми частей, это — гегемоникон (главенствующая, расположенная в голове), пять чувств, способности речи и половая способность;
  • аффекты (или страсти) противостоят разуму; существуют 26 видов аффектов (радость, печаль, страдание, вожделение и т.д.);

существуют три стадии нарастания аффективного состояния:

  • изменения в организме (физиологический компонент),
  • формирование мнения о том, что произошло и как нужно реагировать (психический компонент),
  • подавление или предоставление аффекту возможности проявиться (разумный компонент); в качестве рецептов борьбы с аффектами предлагалось: не дать аффекту внешне выразиться, не преувеличивать аффект воображением, не спешить с одобрением аффекта, оттянуть его нарастание (например, сосчитать до десяти), отвлечься вспоминанием другого рода, разоблачить действия, на которые толкает аффект и др.; источники могущества человека — разум и общество.
content

Share
Published by
content

Recent Posts

Магнитное поле тока. Магнитные силовые линии

Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…

1 год ago

Постоянные магниты

Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…

1 год ago

Соединение конденсаторов

В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…

1 год ago

Обозначение конденсаторов

Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…

1 год ago

Виды конденсаторов

Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…

1 год ago

Энергия поля конденсатора

Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накоп­ленную в конденсаторе, можно определить…

1 год ago