Психология

Психоаналитическое объяснение мотивации лидерства

На становление, характер и направленность лидерства непосред­ст­венно влияют внутренние побуждения человека к занятию руководя­щих пози­ций. Прояснить субъективные механизмы лидерства помогают психологиче­ские теории, в частности психоаналитическое объяснение лидерства. Как счи­тал основоположник психоанализа 3. Фрейд, в основе лидерства лежит по­давленное либидо — преимущественно бессозна­тельное влечение сексуаль­ного характера. Последователи Фрейда трак­туют либидо более широко — как психическую энергию вообще. В про­цессе сублимации (накопления и пере­хода в более высокие состояния) оно проявляется в стремлении к творчеству, лидерству и т.п.

У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъ­ективно-компенсаторные функции, позволяет подавлять или пре­одолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п. определённые психологические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное восприятие лидерства закладывается ещё в дет­стве, когда ребёнок нужда­ется в покровительстве и авторитете родите­лей.

Заметный вклад в развитие психоаналитического объяснения фе­номена внесли учёные Франкфуртской школы Э. Фромм, Т. Адорно и др. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых об­щественных условиях, порож­дающих массовые фрустрации и неврозы, состояния подавленности, гнету­щего напряжения, тревожности, безыс­ходности и отчаяния. У человека появ­ляется стремление убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной лично­сти власть является психологической потребностью, позволяющей из­бавиться от своих комплексов путём навязывания своей воли другим людям.

Обладание безграничной властью над другими, их полное подчи­нение доставляет такому человеку особое наслаждение. Оно выступает как форма своеобразного садизма. Одновременно авторитарная лич­ность имеет и мазо­хистские черты: при столкновении с превосходящей силой она раболепствует перед её носителем, восхищается и поклоня­ется ему. Слабость же других вы­зывает у неё презрение и желание уни­зить их.

Такой тип поведения в психологическом смысле служит проявле­нием не силы, а слабости. Авторитарная личность пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Эта личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равен­ства и демократии.

Эмпирические исследования, проведённые Адорно, подтвердили ре­альное существование авторитарного типа личности, выявили такие её черты, как эмоциональная сухость, неприятие гуманистических цен­ностей, религиоз­ный и политический консерватизм, неприязнь к переме­нам. Будучи руководи­телями, авторитарные личности не приемлют де­мократический стиль руково­дства, имеют склонность к распространению своей власти на личные отноше­ния с подчинёнными. За такого рода ли­дерами необходим жёсткий контроль.

Инструментальная и игровая мотивация

Психоаналитическое объяснение стремления к лидерству не ис­черпы­вает все типы таких мотиваций. Большинство людей не испыты­вает психоло­гического удовольствия от обладания властью и даже явно не стремится к неформальному лидерству. Сама по себе власть не яв­ляется для них ценно­стью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности.

Инструментальная мотивация лидерства наиболее распростра­нена в организациях. Она не сводится к стремлению обладать лишь ма­териальными благами и славой, а может иметь и духовно-нравственное содержание. Мно­гие лидеры, особенно неформальные, в своих дейст­виях руководствуются более высокими целями, мотивами нравственной ответственности за общее дело.

Существует игровая мотивация, она предполагает восприятие че­лове­ком руководства как интересной, захватывающей игры. В этом слу­чае глав­ным мотивом лидерства выступает само содержание управлен­ческой дея­тельности, связанное с общением и принятием порою более сложных и, ко­нечно, несравненно более важных решений, чем, скажем, при игре в шах­маты.

Этические принципы лидерства

Под этическим принципом понимается чаще всего практическое пра­вило, которое выступает руководством к действию лидера. Этиче­ский принцип может быть сведен к определенному высказыванию. Он соответствует этиче­скому благу.

Хозяйственное лидерство на предприятии отождествляется с управлен­ческой деятельностью, а последняя — с функциями менедж­мента. В основе классификации таких функций находятся задачи управ­ления. Самая важная из них состоит в соединении интересов капитала и труда — с одной стороны и системы предприятия с его внутренней и внешней средой — с другой сто­роны, При этом хозяйственное лидер­ство оценивается на основе следующих критериев:

  • решение существующей проблемы, задачи, ситуации;
  • реализация потенциала каждого сотрудника.

Оптимизация стратегии лидерства по каждому из этих критериев осуще­ствляется в рамках следующих принципов этики формального ли­дерства.

1. Право распоряжаться рабочей силой ни в коем случае не дает лидеру распоряжаться ею, как ему захочется.

Этот принцип следует из того, что трудовое соглашение, положе­ния об отдельных должностях, инструкции и другие документы, регла­ментирующие работу сотрудника, рассматривают лишь формальную структуру его деятель­ности. Иначе говоря, с покупкой рабочей силы ни в коей мере не связано рас­поряжение самим человеком. Распоряжение рабочей силой является не только экономической, управленческой, но и этической проблемой. Иногда предприниматель-собственник считает вправе применять формы насилия на «своем» (по его мнению) предпри­ятии, забывая, что предприятие принадле­жит также и его сотрудникам. Предприятие — это собственность владельцев с юридической точки зрения, но не с этической.

2. Этическое управление осуществляется только в процессе ком­муникаций.

Управленческая деятельность создает, как правило, социальную сис­тему формальных и неформальных коммуникаций. Естественно, су­ществуют руководители, которые, управляя, используют только фор­мальную структуру отношений. В таких случаях говорят не об «управле­нии», а о «приказах». Чтобы говорить об управлении, не надо противо­поставлять тех, кто отдает приказы, тем, кто выполняет приказы.

3. В основе управленческой деятельности лежит авторитет лич­но­сти.

Существенным для личностного авторитета является реверсивное об­щение. Действия являются реверсивными, если один партнер, направляющий их на другого партнера, не возражает про­тив такого же применения того же самого по отношению к себе. Этот принцип соответствует золотому правилу этики: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе».  Лично­стный авторитет осно­вывается на взаимном признании личностей.

4. То, что познается, всегда познается способом познающего.

Чтобы действовать этически ответственно, необходимо знать гра­ницы собственного восприятия, прежде всего по отношению к другим людям. Очень важно осознавать, что никогда не видишь и не понимаешь другого человека и его действия, ориентации, ценности так, как их видит и понимает он сам. По­этому любое познание и понимание другого чело­века и его действий будет принципиально и неизбежно искажено.

Тот, кто этого еще не осознал, никогда не сможет общаться с дру­гими людьми этически ответственно. Это распространяется и на руково­дящую дея­тельность, особенно в том случае, когда интересы, ожидания и настроения руководителей и подчиненных не совпадают, когда в от­ношениях присутст­вует антипатия или агрессивность.

5. Этическое лидерство всегда подразумевает соответствую­щее отражение.

Отражение предполагает неосознанное действие, когда один че­ло­век реагирует на другого человека. Не существует таких действий, где бы не про­исходило отражение.

Мы все стали теми, кем мы сегодня являемся, посредством соци­альных отражений. Наши потребности и эмоции, талант и система цен­ностей прояви­лись только в результате социального познания (положи­тельное отражение).

Другие люди, с которыми мы находимся в социальном контакте, всегда оказывают влияние на нас. То же самое, конечно же, действует и в обратном направлении. Это положение должно сделать наше поведе­ние в общении с другими людьми ответственным и осознанным. Наши слова и действия могут очень многое.

6. Этическое лидерство подразумевает распознавание и избега­ние барьеров общения.

Для действующего лидера барьеры общения превращаются в барьеры управления. От лидера можно ожидать, что он будет по воз­можности избегать таких барьеров, распознавать их и устранять, но у каждого руководителя су­ществуют границы его социальных (коммуника­ционных) представлений. В любом случае он должен быть коммуника­бельным.

Барьеры общения возникают всегда, когда действие, следующее за ак­том общения, не является приемлемым для обоих партнеров.

Какие же психические и/или социальные обстоятельства делают обще­ние невозможным или значительно усложняют его? Это прежде всего те об­стоятельства, которые исключают реверсивную коммуника­цию: постоянная или текущая антипатия, предубеждения, различные ин­тересы, настроения, ожидания, коммуникативные потребности, системы ценностей.

7. Этическое лидерство принимает во внимание моральные прин­ципы сотрудников.

Этически недопустимо принудить сотрудника к противоречащим его со­вести действиям либо наказать его материально за его моральные принципы.

8. Этическое лидерство поощряет отождествление себя с пред­при­ятием.

Структура предприятия, как правило, стабильна и мало подвер­жена из­менениям. В систему может войти только человек, вписываю­щийся в нее, в противном случае происходит де-факто выпадение из системы.

Хотя и в меньшей степени, но руководителя так же, как и сотрудни­ков, касается проблема «внутреннего увольнения», то есть реинтегра­ции из сис­темы. Некоторые просто переходят в относительно более ста­бильную сис­тему, хотя и становятся там плохими директорами.

В большей мере проблема внутреннего увольнения касается рабо­чих и служащих. Реинтеграция из системы имеет здесь разнообразные причины: сильное давление системы на работника, плохие отношения с непосредст­венным начальником, чувство, что с тобой обошлись нече­стно, и т.д.

Создание условий, которые будут облегчать работнику отождеств­ление себя с предприятием, целесообразно не только с экономической, но и с эти­ческой точки зрения.

9. Этическое лидерство принимает во внимание достоинство и свободу человека.

Признание собственного и чужого достоинства должно являться неотъ­емлемым требованием. Если же свобода и достоинство не нахо­дят своей реализации в данном сообществе, то управление дегенери­рует до этически недопустимой функционализации труда. Такой опас­но­сти под­вержено любое сообщество, которое организует свои действия преиму­щественно в институ­ционализированном виде.

content

Share
Published by
content

Recent Posts

Магнитное поле тока. Магнитные силовые линии

Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…

1 год ago

Постоянные магниты

Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…

1 год ago

Соединение конденсаторов

В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…

1 год ago

Обозначение конденсаторов

Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…

1 год ago

Виды конденсаторов

Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…

1 год ago

Энергия поля конденсатора

Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накоп­ленную в конденсаторе, можно определить…

1 год ago