Проекция (бросание от себя) — психологический механизм защиты, связанный с восприятием созданного личностью психического образа как объективной реальности, с помощью которого неосознаваемые персональные характеристики (влечения, потребности и др.) проецируются на другие объекты.

Трансформация

Форма психологической защиты, при которой вытесненные негативные черты характера в сознании человека превращаются в позитивные.

Так, свою жадность человек может объяснить экономностью и бережливостью, некорректное отношение к другим, несдержанность — эмоциональностью, постоянные «разборки» в коллективе — желанием сделать его работу эффективной, конфликтность — всем сделать добро и др., заменяя истинные причины иллюзорными, ложными, но удобными для себя.

Идентификация

Форма психологической защиты, при которой на неосознаваемом уровне приписываются себе свойства и качества, имеющиеся у других людей, их идеи и социальные нормы.

Она является для человека защитой от ситуаций и направлена на сохранение индивидуального спокойствия при выполнении или невыполнении социальных норм и стандартов. Одним из необходимых условий идентификации является представление о том, что получаемая награда за поведение всегда будет весомее, значительнее удовлетворения, которое получает индивид при нарушении норм. Это служит основой того, что человек предпочитает в отдельных ситуациях идентифицировать себя с социальными стандартами и предпочтениями, а не нарушать их.

Инверсия

Защитный механизм личности, базирующийся на проявлениях «обратных процессов». Такие тенденции проявляются в различных сферах личности — поведении, мотивации, мышлении, аффективной области.

Реактивное образование

Реактивное образование (обратное чувство, формирование реакции и др.) — одна из форм психической установки или привычки, противоположной вытесненному желанию, реакция на него, хотя объект, вызвавший негативные эмоции остается прежним (в отличие от проекции, где меняется сам объект), но здесь изменяется отношение к нему.

Реактивные образования возникают как следствие представлений индивида о мнимой ненависти, плохого отношения якобы характерных для его партнеров. На самом деле такие мнения могут быть следствием дальнейшего развития ряда защитных механизмов (отступление, самозамыкание и др). Симптомы этого вида защиты — щепетильность, стыдливость, недоверие к себе и другим, а также связанные с ними самоупреки — все это исключается из сознания, уступив место доведенным до крайности моральным нормативам. Реактивность подчеркивает их прямую противоположность. Реактивное образование воплощается в чертах характера, изменениях Я.

Реактивное образование — постоянная противонагрузка. Субъект, у которого сложилось реактивное образование, постоянно живет и готовится к опасности, когда бы она не возникла. Механизм реактивного образования действует при неврозе, навязчивости, истерии и других деструктивных изменениях личности. Реактивное образование предполагает сопоставление образования симптома «образованием замещений» и «образованием компромиссов», что и есть выражение конфликта, основанного на амбивалентности человеческих чувств.

Реактивное образование позволяет избежать вторичных вытеснений, вызывая устойчивые изменения в личности. Если в характере человека преобладает реактивное образование, то оно оказывается психологической защитой индивида не только от негативных влечений, но и других эмоциональных перенапряжений.

В отрицательном смысле защита на уровне характера отличается своей интегрированностью в Я, превращением защиты (поначалу направленной против той или иной конкретной опасности) в общий механизм поведения.

Обратное чувство

Один из способов проявления обращения влечения в свою противоположность; это процесс, при котором цель влечения преобразуется в явление с обратным знаком, а пассивность сменяется активностью.

Формирование реакции

Защита, с помощью которой вместо вытесненной в бессознательное неприятной информации проявляются и воспринимаются прямо противоположные представления.

Чаще всего черты характера, высоко коррелирующие с тревожностью (стыдливость, застенчивость и др.), связаны с такими свойствами как нерешительность, боязнь, излишняя скромность, но возможно и инверсионные действия — показная грубость, повышенная агрессивность и др. Это поведение формируется у людей со слабым личностным Я и действующей защитной агрессией на фрустратор. Кроме того, указанные черты характера, такие как стыдливость, застенчивость связаны с «обратным» поведением по отношению к желаемому, с завуалированием способов проявления своих искренних чувств. В качестве иллюстрации приведем пример, описанный М.Е. Литваком.

Мальчик всячески обижает девочку, к которой испытывает симпатию. Происходит это часто неосознанно. Не сумев добиться взаимности, мальчик испытывает чувство обиды. Последняя вместе с чувством симпатии вытесняется в бессознательное и вместо этого в сознании возникает чувство неприязни, которое проявляется в соответствующем поведении. Да и девушки часто выставляют на посмешище тех юношей, к которым испытывают влечение. При такой форме защиты восстанавливается чувство самоуважения, но человек лишается необходимого ему тепла и любви. Если сюда еще примешиваются такие формы защиты, как рационализация и интеллектуализация, происходит теоретическое обоснование жесткого, вплоть до садизма, отношения к ближним, но может, и напротив, наблюдаться и заласкивание детей, которых по-настоящему не любят.

Противоположные реакции встречаются не только в личной жизни, но и на производстве. Осознавание индивидом этого факта довольно часто ничего не меняет в поведении, а только увеличивает страдания. Подобные ситуации часто лежат в основе сюжета многих художественных произведений.

Установлено, что противоположные реакции хорошо уживаются с заниженной самооценкой индивида и он бессознательно снижает статус человека, к которому «не равнодушен». Образование такого типа реакций начинается в раннем детстве. «Снятие» защит следует начинать с анализа и осознания личностью своего отношения к окружающим.

Мартиризация

Психологический механизм, с помощью которого личность добивается желаемых результатов путем драматизации ситуации, плача, стонов, припадков, вызывания жалости у окружающих, «работая на публику». Одним из примеров крайних случаев проявлений мартиризации является так называемый ложный суицид.

Образование симптомов

Своеобразная психологическая защита личности, характеризующаяся возникновением различных симптомов психосоматических расстройств, активирующихся во время действия психотравмирующих факторов.

Например, молодой человек устраивается на работу, побеждая в большом конкурсе. Но он начинающий профессионал, и у него нет опыта работы. Это, естественно, волнует и беспокоит его. Накануне выхода на работу еще с вечера он чувствовал себя нормально, но ночью заболело горло, поднялась температура, появился озноб — все признаки психосоматического заболевания.

Но все эти симптомы исчезли, когда он пришел на работу, и там все складывалось благоприятно.

Симптомы могут быть различны: головные боли, боли в желудке, кишечнике, насморк, кашель, неприятные ощущения в области сердца и др. Но при самом тщательном исследовании работы внутренних органов обратившегося за помощью человека, у него не выявляется никаких отклонений в их функционировании. Проявления этого вида психологических защит, хотя и несколько в другом аспекте хорошо показано в книге В. Коулмена «Целительные силы разума», СПб., 1997.

Причина возникновения тех или иных симптомов скрыта от индивида, и он не сразу может обратить на это внимание. Но если психосоматическая симптоматика возникает часто, да еще и периодически, следует искать детерминанту — ожидаемое психотравмирующее событие.

Агрессия

Форма защиты личности от психического напряжения путем использования разнообразных видов нападения на фрустратор или объект его замещающий.

Десакрализация

Неверие в общечеловеческие ценности и мораль. Такие люди чувствуют себя обманутыми и полагают, что их жизнь и жизнь окружения течет по разным законам (одни нормы для себя, а для других — другое). Часто это происходит у детей, растущих в неблагополучных семьях (родителей-алкоголиков, неудачников-лицемеров, циников), где идет обесценивание нравственности, морали.

Идеализация

Психический механизм защиты, смысл которого заключается в приписывании себе или другим людям несвойственных им совершенных качеств, свойств, достоинств, черт характера.

Юмор

Защитный психический механизм, проявляющийся как скрытие индивидом от себя и окружающих вытесненных в бессознательное недостигнутых целей.

Эмоциональное выгорание

Выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Он проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением, которое снижается за счет формирования личностью стереотипа эмоционального поведения. Нередко эмоциональное сгорание рассматривается как следствие феномена профессиональной деформации в сфере профессий человек-человек.

Обесценивание

Защитный механизм личности, основанный на снижении ценности целей, достижений других людей и собственных неудач во избежание неприятных переживаний.

Рационализация

Форма психологической защиты, при которой неприемлемые для морали действия индивид объясняет ложными мотивами, которые приветствуются в обществе. При этом сохраняется самоуважение, чувство самостоятельности, и не возникает тревога.

Компенсация

Механизм психологической защиты, направленный на исправление или восполнение собственной реальной или воображаемой физической или психической неполноценности, когда неполноценные функции организма «выравниваются».

Сублимация

Защитный механизм психики, с помощью которого вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности превращается в другую активность путем изменения ее направленности.

Например, энергия вытесненных комплексов может быть сублимирована в творческую активность, общественную и политическую деятельность, хобби, спорт и др.

Этот термин был введен З. Фрейдом. Он соединяет в себе два понятия: «sublime» — «возвышенное», которое используется в искусстве для обозначения величественных, возвышенных произведений и «sublimation» — химическая процедура, состоящая в переводе вещества из твердого состояния в газообразное. Такая семантика слова не случайна, она точно отражает механизм психологической защиты, названный Фрейдом сублимацией. Он назвал так перевод энергии сексуальных влечений на более возвышенные цели с социально приемлемыми формами их удовлетворения. В качестве таковых он выделял художественное творчество и интеллектуальную деятельность, а также шутки, проявления остроумия и др. явления, мгновенно вызывающие разрядку. З. Фрейд выделял следующие особенности этого защитного механизма:

  • сублимация затрагивает частичные влечения, которые не входят в основную форму генитальности за счет подавления извращенных элементов сексуального возбуждения;
  • в основе этого механизма лежит примыкание сексуальных влечений к влечениям самосохранения;
  • сублимация рассматривается как защита особого рода, которая обеспечивает прогрессивное решение конфликтов.

Сквозь призму сублимации Фрейд рассматривал формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и саморазвитие человечества…

З. Фрейд выделял два основных психических влечения: сексуальное и агрессивное и потому, говоря о разрядке фрустрированных влечений, он не упускал из виду сублимацию агрессивных импульсов. Однако, этот вопрос в психологии изучен слабо. Тем не менее, в жизни мы часто сталкиваемся с такими явлениями.

Например, явление смещенной агрессии, когда она выливается не на объект, вызвавший ее, а на какой-либо предмет: мужчина может пойти колоть дрова после очередной ссоры с женой (вспомним итальянский фильм «Укрощение строптивого»).

Позднее Р. Ассаджиоли рассматривал сублимацию в том же русле (как разрядку сексуальных влечений), но несколько расширяя понимание З. Фрейда. Он упрекал З. Фрейда в том, что тот слишком узко смотрел на проблему сублимации, уделяя внимание только физическим и инстинктивным аспектам сексуальности, рассматривая ее в отрыве от эмоциональных и иных психологических особенностей. Сам он пытался рассмотреть сублимацию во всех аспектах сексуальности и выделил следующие аспекты:

  • чувственный — физическое удовлетворение;
  • эмоциональный — единение с другой личностью. Сублимация проявляется как переход от любви человеческой к любви к Высшему существу — единение с Христом.
  • созидательный — рождение нового существа, образование новой личности. Рост «внутреннего человека» требует созидательных энергий. В той мере, в которой индивид способен использовать энергию сексуальности, перед ним открываются новые, все более обширные сферы деятельности.

Сублимация возможна во всех формах. Кроме того, она может происходить в двух направлениях: «вертикальном» (внутреннем) и «горизонтальном».

Горизонтальная сублимация. На чувственном уровне она проявляется как замещение сексуального удовлетворения другими: от простого наслаждения пищей до радости общения с природой и эстетического наслаждения восприятия красоты.

На эмоциональном уровне — это распространение любви на больший круг людей; на созидательном уровне сублимация проявляется как активизация художественной и интеллектуальной деятельности.

В последнее время в психологии происходит все большее расширение понимания этого психического механизма. Его действие распространяется на большой круг явлений, происходит отход от объяснения сублимации только через призму переключения с удовлетворения сексуальной энергии на другие формы. Сублимация понимается как переключение энергии любых психических влечений на другие цели с заменой формы их удовлетворения на более конструктивную, что позволяет снять напряжение, получить разрядку.

Необходимо отличать сублимацию от других подобных ей форм психологических защит. Сам З. Фрейд выделял один из таких защитных механизмов: торможение перед целью.

З. Фрейд писал, что социальные влечения относятся к таким импульсивным влечениям, которые не считаются сублимированными, хотя они и близки к этому. Они сохранили свои непосредственные сексуальные цели, хотя достичь мешает внутреннее сопротивление; они удовлетворяются приближением к удовлетворению и поэтому содействуют установлению особенно прочных и постоянных связей между людьми. Так формируются отношения между родителями и детьми, дружеские чувства, эмоциональные связи в браке и др.

Субституция

Изменение объекта приложения энергии (не поступив в одно учебное заведение, человек поступает в другое; не получив приглашение на значимую вечеринку, устраивает свою и т.д.). Отличие субституции от сублимации в том, что здесь происходит смена объекта, способного удовлетворить влечение. Например, явление смещенной агрессии. При субституции, если человек испытывает агрессию и не может ее реализовать на объект, вызывающий ее (на этого человека), он «выльет» ее на другого человека.

Фасад, маска, экранирование

Защита, с помощью которой личность закрывает внутреннюю пустоту внешним импозантным фасадом (не любит читать, но собирает библиотеку, приобретает дорогие вещи, машину, коттедж, стремится занимать высокие должности и т.д.), что обычно связано с деперсонализацией личности.

Примером подобных проявлений служит защитный механизм, называемый экранированием