Пт. Апр 5th, 2024

Передачи винт-гайка качения нашли широкое применение благодаря некоторым преимуществам по сравнению с винтовыми парами скольжения. Винтовые пары качения имеют высокий КПД, в них коэффициенты трения покоя и движения близки друг другу по величине, силы трения не зависят от скорости движения. При выборе зазора в паре образуется беззазорная передача с достаточно высокой осевой жесткостью.

Устройство

Передача (рис. 1, а) состоит из винта 1, гайки 2, комплекта шариков 3 и устройства 4 для возврата шариков. В наиболее распространенной конструкции шарики возвращаются по каналу, выполненному во вкладыше. Последний размещен в окне гайки. Канал во вкладыше соединяет конец витка с его началом, тем самым образуется замкнутый контур, по которому циркулируют шарики. Чаще всего в станках с ЧПУ применяют гайки, имеющие три независимых рабочих контура (витка), в этом случае окна со вкладышами размещают под углом 120° друг к другу со сдвигом в осевом направлении на один шаг винтовой линии.

Рис. 1. Передача винт-гайка качения (а) и полукруглый профиль резьбы (б)

Основные параметры передачи

Отраслевым стандартом установлены основные параметры передачи винт — гайка качения и присоединительные размеры корпусов, в которые устанавливают гайки.

Номинальный диаметр винта dQ (рис. 1, б) равен диаметру условного цилиндра, образованного траекториями движения центра шариков.

Существует несколько профилей резьбы винта и гайки: прямоугольный, трапецеидальный, «стрельчатой арки» и полукруглый.

Последний широко применяют в станках с ЧПУ, как наиболее технологичный. Радиус профиля винта rв и гайки rг делают близким к радиусу шарика rш, чтобы максимально снизить контактные напряжения: rв = rг ≈ (1,03÷1,05) rш.

Регулировка осевого зазора

Диаметральный зазор между винтом и гайкой выбран таким, что угол контакта шариков с винтом и гайкой составляет 45°. Максимальная длина винта установлена из технологических соображений. Пара винт-гайка качения работает чаще всего без осевого зазора, а при необходимости иметь высокую осевую жесткость — при наличии натяга. Для устранения зазора и создания натяга пару снабжают двумя гайками, и с помощью особых устройств смещают одну гайку относительно другой в осевом или угловом направлении.

Рис. 2. Схема регулировки осевого зазора (натяга) в винтовой паре качения

При осевом смещении под фланец одной из гаек подкладывают компенсаторную прокладку, изменение ее толщины приводит к устранению зазора в резьбе. Более распространена конструкция винтовой пары (рис. 2) с гайками 2 и 5, снабженными зубчатыми венцами. Число зубьев гаек отличается на единицу. Венцы гаек входят в соответствующие зубчатые венцы корпуса 4. Разница в один зуб в числе зубьев гаек позволяет производить очень тонкую осевую регулировку пары. Для этого необходимо свинтить корпус 4 с гайками с винта на специальную втулку 5, надетую на хвостовик винта 1. Затем следует вывести зубчатые венцы обеих гаек из зацепления с корпусом и повернуть гайки на одно и то же число зубьев z в одну сторону. Осевое сближение профилей резьбы гаек произойдет из-за неравных углов поворотов.

Материалы

Ходовые винты пар качения изготовляют из высокоуглеродистых хромистых сталей 8ХФ, 7ХГ2ВМ, ХВГ с объемной или поверхностной закалкой токами высокой частоты. Материалом гаек и вкладышей служит сталь 9ХС. Твердость всех элементов пары HRC 58-62. В зависимости от точности шага резьбы винты подразделяют на три класса: Н, П и В (в порядке возрастания точности).

Допустимые отклонения

Отклонение радиуса резьбы от номинального значения не должны превышать (+0,010)-(+0,015) мм. Отклонения внутреннего диаметра резьбы ±0,007 мм для малых диаметров (16-32 мм) и ±0,016 мм для больших диаметров (80 и 100 мм). Колебания среднего диаметра резьбы не должны превышать 0,005-0,008 мм на длине 1 м и 0,010 мм на всей длине винта. Разноразмерность шариков должна быть не более 0,002 мм.

Контроль

В собранной винтовой паре необходимо проверить момент холостого хода и осевую жесткость. Для работы в приводах подач станков с ЧПУ нужно иметь минимальный момент холостого хода и наивысшую жесткость. Увеличение предварительного натяга в паре повышает ее осевую жесткость, но одновременно также увеличивает момент холостого хода. Кроме того, чрезмерный предварительный натяг может снизить долговечность пары, так как для одной из гаек в зависимости от направления движения сила предварительного натяга суммируется с осевой рабочей нагрузкой.

При контроле осевой жесткости (или податливости) винтовой передачи измеряют смещение корпуса с гайками относительно винта при осевом нагружении. В общем балансе осевой податливости привода по каждой из управляемых координат податливость винтовой передачи качения составляет обычно 10-40 %. Остальная часть податливости определяется осевой деформацией тела винта, податливостью торцовых стыков в опорах винта, угловой податливостью муфт, а при наличии зубчатых передач — угловыми и осевыми деформациями элементов редукторов.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO