Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — многозначный термин, в зависимости от контекста может означать:

  • Понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как прототип, образец, согласно которому бог- демиург создает мир сущего ;
  • В современной философии науки — которые взяты за образец решения научных задач и которые разделяют все члены научного сообщества.
  • Cистема форм, представлений и ценностей одного понятия, которые отражают его видоизменение, исторический путь, ради достижения идеального понятия.

Термин «парадигма» в философию науки впервые внедрил позитивист Густав Бергман, однако настоящий приоритет в его использовании и распространении принадлежит Томасу Куну. В своей книге «Структура научных революций» ( 1962 ) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов парадигмы: эпистемических и социального. В эпистемических плане парадигма — это совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном — парадигма характеризуется через разделяя ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.

Существование парадигмы, по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программируемую и селективно-запретительную функции. Изменение парадигмы осуществляют посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировоззрения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании парадигма побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия «дисциплинарной матрицы», синонимического эпистемических контексту парадигмы. Структура дисциплинарной матрицы содержит:

  • символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерную для конкретной научной дисциплины;
  • метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания;
  • ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания.

Понятие парадигмы в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие парадигмы оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических основ научного поиска.

content

Share
Published by
content

Recent Posts

Магнитное поле тока. Магнитные силовые линии

Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…

12 месяцев ago

Постоянные магниты

Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…

12 месяцев ago

Соединение конденсаторов

В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…

12 месяцев ago

Обозначение конденсаторов

Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…

12 месяцев ago

Виды конденсаторов

Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…

1 год ago

Энергия поля конденсатора

Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накоп­ленную в конденсаторе, можно определить…

1 год ago