Пт. Апр 5th, 2024

Особенности функционирования ценностно-мотивационной сферы личности определяют феномены, которые можно обозначить как потребность в отношениях авторитета. В частности, к этому можно отнести механизм референтных групп, с которыми та или иная личность соотносит себя и ценности которой разделяет.

Оценки членов референтной группы в отношении данной личности имеют для ее немалое значение.

Также существует группа потребностей, которую можно определить, как потребность быть субъектом авторитета. В литературе они известны как «потребность в признании», «потребность престижа», «потребность в уважении» и пр. Реализация таких потребностей способствует самоопределению и самоутверждению человека как личности. Эти потребности являются мощным мотивационным фактором, поскольку, стремясь стать авторитетом во мнении людей, мы должны развивать и совершенствовать в структуре собственной личности объективные ценные свойства, соответственно, развивая и совершенствуя способы своей профессиональной деятельности и формы общения с людьми.

Однако следует иметь в виду, что реализация потребности в уважении (т.е. формирование субъекта авторитета) в значительной степени зависит также от специфики оценочной деятельности других людей. Опять-таки важны не просто объективные наши свойства сами по себе, а их субъективная значимость для других. Свойства личности, имеющие высокую объективную ценность, могут иметь совершенно разную субъективную ценность для разных людей.

Удовлетворив потребность в уважении, человек получает возможность удовлетворить ряд своих других потребностей и устремлений, как достаточно эгоистичных, так и общественно значимых. Это подчеркивает мотивационное значение потребностей в отношениях авторитета.

В свою очередь, человек, который является объектом авторитета, также удовлетворяет потребности, хотя потребности эти будут уже иными.

Например, это может быть потребность в информации, в истинном знании и пр. В этой связи можно вспомнить, что в Средние века авторитет признавался главным источником знаний.

В целом потребность в авторитете актуализируется в моменты неопределенности и ответственности. В этих случаях люди склонны обращаться к авторитетным источникам, признанным компетентными в данной сфере. Еще одна потребность, удовлетворяемая с помощью авторитета может быть определена как потребность в нормировании. Она связана со стремлением людей иметь представление о нормах — что есть «хорошо» и что есть «плохо» в рамках данной социальной общности. Что в ней осуждается, а что одобряется. Авторитетное лицо (или шире — авторитетная книга, идея, концепция) помогает установить «правильные» эталоны в том или ином виде деятельности.

Интериоризируя авторитетные нормы, мы в дальнейшем оцениваем на их основе не только свое собственное поведение, но и поведение других людей. Следуя этим нормам, мы получаем одобрение нашей группы, и обретаем чувство своей «правоты».

На схеме, разработанной Ю. П. Степкиным, отражена динамика развития отношений авторитета (рис. 1.1).

Запускается механизм некоторой неудовлетворенной социальной потребностью или группой таких потребностей. При этом важно то, что для удовлетворения этих потребностей у будущего объекта авторитета не хватает собственных ресурсов: психологических, информационных, финансовых или каких-либо других. Ситуации могут быть разнообразными: человек может считать себя некомпетентным в данном вопросе, ему может не хватать волевых качеств и т.д. Затем важно, чтобы данная потребность была актуализирована. Личность должна представлять собой психологически напряженную систему, в сознании которой достаточно отчетливо сформирован образ потребного объекта.

В состоянии актуализированной потребности и нехватки возможностей ее удовлетворить личность готова принять какое-либо воздействие, которое может способствовать удовлетворению данной потребности. Иными словами, личность переходит в состояние потенциального объекта авторитета.

Далее инициируется оценочная деятельность по отношению к возможному субъекту авторитета. Результатом этой деятельности является оценка свойств данной личности как средств удовлетворения актуальной потребности. В случае, если эта оценка окажется положительной, происходит признание личности-носителя данных свойств в качестве субъекта авторитета.

Рис. 1.1. Формирование отношений авторитета (Ю. П. Степкин).
Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
Best Wordpress Adblock Detecting Plugin | CHP Adblock