Общая одаренность впервые систематические исследования проведены Ф. Гальтоном в середине XIX в. Она связана с развитием частных способностей, но достаточно от них независима. В настоящее время считается, что существует как общая одаренность, так и частные способности, относительно слабо связанные друг с другом.

При помощи факторного анализа выделены:

  • художественная одаренность,
  • практическая одаренность.

Ранняя одаренность

Ранняя одаренность — специальная или общая одаренность, обнаруживаемая у детей. Время проявления той или иной одаренности в разных областях различно. Наиболее рано проявляется одаренность в области музыкальной деятельности (в 3 года у Моцарта, в 4 — у Гайдна), затем — в рисовании (в 8 лет у Рафаэля, в 10 — у Ван Дейка, в 15 — у Дюрера). В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике. Ранняя одаренность сопровождается выраженной увлеченностью теми или иными занятиями и склонностью проявлять фантазию.

В динамике развития одаренности особую роль играют некогнитивные личностные характеристики (жажда знаний, надежда на успех, страх перед неудачей, тревожность, самооценка, атрибуция, стиль обучения и др.) и характеристики окружения (семейный климат, школьный климат и др.). В частности, в исследованиях Н.С. Лейтеса показано, что одну из ведущих ролей в развитии детской одаренности и детских способностей играет собственная активность ребенка.

В исследованиях А.М. Матюшкина показано, что в единой интегративной структуре одаренности могут быть выделены следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Диагностика. О наличии одаренности не дают основания судить результаты тестовых испытания в силу того, что они обычно стандартизованы по среднему уровню и не предназначены для оценки существенных отклонений от средних значений.