Основы научного подхода к проблеме научения заложил Э.Л. Торндайк. Научение представляет собой широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Это — готовность к переносу индивидуального опыта из одних, уже бывших ситуаций в новые, за счет чего достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.

У животных научение осуществляется на основе врожденных инстинктов, структура которых может несколько перестраиваться в аспекте конкретных условий жизни. Одной из форм научения является формирование навыка, в котором исполнительные операции являются достаточно автоматизированным и лишенными излишних компонентов, их повторение и закрепление позволяет достичь значительно лучшего приспособления к окружающей среде. При существовании животных в видовых сообществах научение может происходить не только на основе генотипа или индивидуального опыта, но также и на основе подражания одних особей действиям других. Такая форма научения характерна, прежде всего, для молодых животных. В качестве особой формы научения выступает запечатление. При дрессировке человеком животного систематически подкрепляются, чаще всего пищей, все требующиеся компоненты действия.

В последнее время получены данные, показывающие, что научение играет более существенную роль в поведении животных, чем считалось раньше. В частности, обнаружено, что пчелы, обладая очень примитивной нервной системой, способны ориентироваться на такие соотносительные признаки, как „одинаковый“ и „иной“. В экспериментах пчел заставляли пролетать сквозь трубу, на входе которой была размещена определенная метка (цветная карточка, горизонтальные и вертикальные штрихи) и которая затем раздваивалась, причем один из путей был помечен так же, как и метка на входе, и он вел к еде. Пчелы быстро научались находить правильный путь.

Виды:

  • привыкание,
  • импринтинг,
  • запечатление,
  • образование рефлексов,
  • формирование сложных поведенческих реакций,
  • социальное научение и др.
content

Share
Published by
content

Recent Posts

Магнитное поле тока. Магнитные силовые линии

Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…

12 месяцев ago

Постоянные магниты

Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…

12 месяцев ago

Соединение конденсаторов

В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…

12 месяцев ago

Обозначение конденсаторов

Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…

12 месяцев ago

Виды конденсаторов

Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…

1 год ago

Энергия поля конденсатора

Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накоп­ленную в конденсаторе, можно определить…

1 год ago